真 истинность (подлинность, истина, правда).
Специфич. понятие кит. философии и культуры. В отличие от инд. и зап. философии, где «истина» имеет гл.обр. онтологич. смысл, в кит. понятии
чжэнь сильнее выражен ценностно-нормативный. Иероглиф
чжэнь [
1] восходит к пиктографич. изображению головы, несущему идею главенства и первостепенности. Но это изображение здесь можно толковать как перевернутое. В древнем словаре «Шо вэнь цзе цзы» («Истолкование знаков и разъяснение иероглифов», нач. II в.)
чжэнь толкуется как «превращение человека, вознесшегося на небо». Т.о., в понятии
чжэнь [
1] также отразилась мифологема перехода человека в иной мир, оформившаяся в даос. философии (см.
Даосизм) в идею «поворота вспять» жизненного процесса и преобразования человека в чисто «духовную» (
шэнь [1]) персонифицированную целостность — предельное выражение жизни как высшей ценности (см.
Сянь-сюэ).
Термин
чжэнь [
1] в филос. контексте впервые применен
Чжуан-цзы (IV–III вв. до н.э.) как обозначение подлинности бытия и «предел искренности» (
чэн [1]) в человеке, достижение к-рого позволяет избежать ложной объективации окружающего мира («Чжуан-цзы», гл. 31). Сочетание в иероглифе
чжэнь [
1] антропологич. и онтологич. смыслов предопределило особенности содержания включающих его филос. терминов. Напр., в «Чжуан-цзы» впервые использован ставший потом популярным в даосизме термин
чжэнь жэнь («истинный человек») — тот, кто достиг идеала «предельной искренности» (гл. 21). В комментарии Чэн Сюань-ина (VIII в.) к
«Дао дэ цзину» «истинное постоянство» (
чжэнь чан) объявляется атрибутом
дао как онтологич. сути мира. В средневековых даос. трактатах (напр., «Баопу-цзы»
Гэ Хуна, III — начало IV в.) ипостась
дао, явленная в вещах, обозначается как «истинное одно» (
чжэнь и), к-рое одновременно выступает и в качестве пути постижения
дао человеком. Средство такого постижения — «сбережение одного» (
шоу и), сосредоточение на духовно-телесной целостности личности. В результате преодолевается граница между «пневмой» (
ци [1]) и «духом» (
шэнь [
1]), открывается возможность «одухотворения» тела-личности и физич. бессмертия.
Онтологич. интерпретация понятия
чжэнь отразилась в содержании терминологич. словосочетания «истинная изначальная пневма» (
чжэнь юань чжи ци), введенного основоположниками
неоконфуцианства Чэн И и
Чэн Хао (XI в.) и обозначающего некую пракосмич. субстанцию. Из нее рождается «внешн. пневма» (
вай ци), образующая вещи; сама «истинная изначальная пневма» не может концентрироваться для образования вещей, не смешивается с «внешней», но «вынашивает и вскармливает» ее до полного ее становления. Впоследствии в кит. культуре закрепилась редуцированная форма понятия «истинная изначальная пневма» — «истинная пневма» (
чжэнь ци). В медицине и психопрактике это словосочетание стало обозначать совокупность здоровых жизненных сил организма, а противопоставление ее как «внутр.» субстанции «внешней пневме» стало пониматься буквально. В натурфилос. построениях неоконфуцианцев термин
чжэнь ци обычно синонимичен
юань ци — «изначальная пневма».
В китайском
буддизме иероглиф
чжэнь [
1] использовался для создания терминологич. эквивалентов понятий «татхата» (бхуттатхата,
чжэнь жу) и «парамартха» (
чжэнь ди; см.
Эр ди).
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель;
он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель;
Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1987, с. 247–249;
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998; Чжунго чжэсюэ ши цзюань (Том по истории китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). Шанхай, 1985, с. 544–547.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 601.