慧能.
Хуй-нэн, шестой патриарх чань школы638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун), — 713. 6-й патриарх
чань школы, основоположник южн. ветви (
нань цзун)
чань, впоследствии ставшей ортодокс. направлением в китайском чань-буддизме. Мирская фамилия Лу, родился в семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование. Повзрослев, стал дровосеком.
По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал «Алмазную сутру» («Ваджраччхедика праджняпарамита сутра», кит. «Цзинь ган цзин»), обрел «внезапное просветление» (
дунь у). Узнав, что 5-й чаньский патриарх Хун-жэнь в Хуанмэй (пров. Хубэй) проповедует эту сутру, отправился к нему и стал послушником в его монастыре. Однажды Хун-жэнь для того, чтобы выбрать преемника, приказал всем монахам сочинить стихотворную гатху. Поскольку Xуй-нэн был неграмотен, то попросил одного юного послушника записать за него сочиненную им гатху. Прочитав ее, Хун-жэнь понял, что его преемником должен стать Xуй-нэн, и якобы тайно передал ему патриаршие регалии — рясу и чашу, сделав его 6-м патриархом
чань.
После этого Xуй-нэн вернулся на юг и провел в отшельничестве 16 лет. В 676 в монастыре Фасин-сы (Наньхай пров. Гуандун) был официально возведен в духовный сан. В 677 отправился в Шаочжоу (совр. Шаогуань пров. Гуандун) и поселился в монастыре Баолинь-сы. По просьбе монахов и мирян-буддистов читал проповеди о «Тайном учении» праджняпарамиты в шаочжоуском монастыре Дафань-сы, передавая последователям «внезнаковые предписания» и распространяя «внезапное учение», т.е. учение о «внезапном просветлении». Неоднократно получал приглашения от имп. двора прибыть в столицу, но отклонял их. Император Сянь-цзун династии Тан посмертно даровал ему титул «Великое зерцало».
Центр. место в учении Xуй-нэна занимала концепция «внезапного просветления», детально обоснованная в «Сутре помоста шестого патриарха» (
«Лю цзу тань цзин»),составленной на осн. конспективных записей его высказываний, проповедей и бесед. В то время на севере Китая получило широкое распространение учение о «постепенном просветлении» (
цзянь у), проповедуемое его соперником Шэнь-сю,считавшимся законным наследником Хун-жэня и 6-м патриархом
чань. Борьба между сторонниками и противниками этих концепций, вызвавшая раскол школы
чань на южн. и сев. ветви, резко обострилась после смерти Xуй-нэна, вылившись в споры о том, кто является законным преемником 5-го патриарха
чань, а значит, и какая концепция должна считаться ортодоксальной. Только спустя полвека после смерти Xуй-нэна его ученик Шэнь-хуй(VII–VIII вв.) доказал превосходство южн. ветви над сев. и добился официального признания Xуй-нэна законным преемником Хун-жэня, а Шэнь-сю — узурпатором. В результате «Сутра помоста шестого патриарха» была канонизирована, а концепция «внезапного просветления» стала господствующей в теории и практике чань-буддизма. Его последующее развитие было в той или иной степени связано с развитием принципов, к-рые выдвинул и обосновал Xуй-нэн.
Источники: Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1989, т. 2. с. 171–174;
Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975, указатель (Хой-нэн); Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 1, 2, 3. СПб., 2002, 2004, 2005, указатели (Хуэй-нэн, Эно).
См. также лит-ру к ст.
«Лю цзу тань цзин».
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 495-496.