蚩尤 Безобразнейший, Большой шутник. В древнекитайской мифологии герой-мятежник. На рельефе в храме У-Лян-цы (II в.) изображен в виде полузверя-получеловека с головой барса и когтями тигра, над головой щит, в одной руке топор, в другой меч, левой ногой стоит на самостреле, в когтях правой ноги — секира. В «Шу и цзи» («Описание удивительного») Жэнь Фана (V в.) дается неск. иная версия: у Чи-ю тело человека, копыта быка, четыре глаза и шесть рук.
В древних сочинениях рассказывается, что Чи-ю был потомком государя
Янь-ди. Победив Янь-ди и захватив южные земли, Чи-ю начал войну с правителем
Хуан-ди (по др. вариантам, Чи-ю пошел войной на Хуан-ди, мстя за Янь-ди).
В преданиях III в. до н.э. — III в. н.э. говорилось, что у Чи-ю были рога и он бодал ими Хуан-ди. Отсюда-де пошла популярная в Северном Китае до XX в. игра в Чи-ю. Ее участники надевали маски с рогами и бодали друг друга. Культ Чи-ю был, видимо, особенно распространен на севере Китая, жертвоприношения в его честь здесь совершались еще в VI в. Его изображения помещались на ритуальных сосудах, пряжках, где Чи-ю приобретал вид маски чудовища Тао-те. В первых веках н.э. изображения Чи-ю использовались по аналогии с
Чжун Куем (персонификацией персиковой палицы) как охраняющие от злых духов. Чи-ю приписываются связь со стихией железа и изобретение различных видов оружия (топоры, пики, секиры и т.п.). В ср. века он обычно трактовался как мятежник, выступивший против гуманного правителя Хуан-ди. Его образ не раз использовался в лит-ре, напр. в драме XIII–XIV вв.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1985, указ.;
Ло Би. Лу ши (Древнейшая история) // Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936. Т. 2, цз. 4, с. 10–12;
Кумагаи Осаму. Чи-ю ко (Разыскание о Чи-ю) // Синагаку кэнкю. Хиросима, 1960, № 77–79.
Автор: Рифтин Б.Л.
Образ Чи-ю нашел отражение в назв. кометы (или метеорита) «Знамя Чи-ю» (Чи-ю-чжи ци). В соч. «Тянь-гуань шу» («Трактат о небесных явлениях»), входящего в
«Ши цзи» («Исторические записки»)
Сыма Цяня, говорится, что появление на небе «Знамени Чи-ю» символизирует собой «проведение карательных походов во всех четырех направлениях». Так, в 134–129 до н.э. и 122–117 до н.э. после появления «Знамени Чи-ю» было проведено неск. кампаний по истреблению варваров и и ди, а также походы на сев. племена ху.
Источники:
Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Т. 4. М., 1986, указ.
Автор: Анашина М.В.
Источники:
Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 296, 372 (Красный Злодей); Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, с. 333, 425; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 254;
Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. II. М., 2001, указ.;
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ. Т. II / Пер. тех же. М., 2003, с. 162, 416 – 417; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 145, 148, 157.
Литература:
Биррел А. Китайские мифы. М., 2005, указ.;
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, с. 55 – 56, 141 – 142, 224;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 339 – 341.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 730.