心 «сердце», «сердце/разум», «сердце/сознание» (также психика, сердцевина, субъективное, дух, сознание). Категория традиц. кит. философии. Имеет четыре осн. смысла: 1) функциональный орган — средоточие сознания и психич. возможностей, в т.ч. чувств и воли; 2) сердцевина, квинтэссенция возможностей любой «вещи», живой и неживой, в т.ч. человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция —
у [3], «вещь»; ср.
вэйсиньчжуи — «идеализм»,
вэйучжуи — «материализм»). Графич. элемент «сердце» как ключевой знак иероглифа обычно свидетельствует об отношении понятия к психогносеологич. и эмоциональной сфере (ср. тезис
Чжу Си: «Иероглиф
синь [
1] — это только мать знаков. Поэтому иероглифы „природа“ (
син [
1]) и „чувственность“ (
цин [
2]) производны от
синь [
1]»).
Уже в древних протодаос. памятниках понятие
синь [
1] сопряжено с «духом» —
шэнь [1]) — субстанцией, отвечающей за деятельность сознания и психики. Согласно
«Гуань-цзы»синь шу шан).
Синь [
1] — своего рода окно в духовное пространство мироздания. Это подразумевается, в частности, в «Чжуан-цзы» (IV–III вв. до н.э.), где говорится о возможности «странствия сердцем по началу вещей», по «гармонии благодати/добродетели ( (IV–III вв. до н.э.), «сердце» — это «дворец духа»; лишь при условии «очищения сердца» и освобождения от страстей дух возвращается в свое обиталище (
дэ [1])», по «беспредельности». «Очищение сердца» («Гуань-цзы») корреспондирует с тезисом о «промывании сердца, удалении желаний»: лишь при этом условии реализуются возможности, к-рые дает сущностное единство мира и человека (см.
Ци [1];
Син [1]), осуществляется полноценный контакт их «духовных» субстанций. Благодаря этому «сердце мудреца может взращивать в себе Поднебесную» («Чжуан-цзы»). С данным утверждением одного из основоположников
даосизма перекликается заключение из конф. трактата, гласящее, что «исчерпание своего сердца» равносильно познанию собств. «природы» (
син [
1]) и, т.о., Неба (
тянь [1]), т.е. собственно природы («Мэн-цзы», VII A, 1).
В
конфуцианстве качество «сердца» рассматривалось как критерий отличия человека от животных и показатель уровня личных достоинств. Согласно «Мэн-цзы», человеком может считаться только тот, кто имеет «соболезнующее и сострадающее», «стыдящееся [за себя] и негодующее [на других]», «отказывающее [себе] и уступающее [другому]», «утверждающее и отрицающее сердце». Эти качества
синь [
1] суть начала «гуманности» (
жэнь [2]), «долга/справедливости» (
и [1]), «благопристойности» (
ли [2]), «разумности» (
чжи [1]) (VI A, 11). Тезис
«Чжоу и» о «постоянстве сердца» как основе «совершенного мужа» соответствует положению
«Лунь юя» (V в. до н.э.) о постоянстве (в следовании внутр. моральным принципам) как единственно реально достижимой цели человеч. пути к идеалу — «благу», или «добру», —
шань [
2] (VII, 26; VIII, 13; XI, 20).
Благодаря
Мэн-цзы в русло конфуцианства вошел характерный для даосизма тезис о «детскости сердца» как выражении лучших человеч. качеств, в т.ч. высшей мудрости (
«Дао дэ цзин», § 20, 55). По Мэн-цзы, великий человек «не утрачивает своего детского сердца» (
чи цзы чжи синь) (VI Б, 12), т.е. чистоты и полноты восприятия, непосредственности реакций, реализующихся в должном действии. Во II в. до н.э. реформатор конфуцианства
Дун Чжун-шу, связавший протодаос. натурфилос. и конф. этическую доктрины, объявил
синь [
1] «господином» (
чжу цзай) — сувереном и вместилищем «пневмы» (
ци [1]), к-рая «исходит из сердца» и управляется им.
Особую роль категория
синь [
1] сыграла в
неоконфуцианстве, одно из направлений к-рого — школа
Лу Цзю-юаня —
Ван Ян-мина (
луван-сюэпай) получила назв.
синь-сюэ («учение о сердце»). Его основоположник Лу Цзю-юань (XII в.) начал разрабатывать тезис о тождестве «сердца» и структурообразующего универсального «принципа» (
ли [1]). Этот тезис был развит в учении Ван Ян-мина (кон. XV — нач. XVI в.) как положение о «совпадающем единстве сердца и принципа». Благодаря этому единству человеч. «сердце» качественно и даже количественно «единотелесно» миру: оно составляет одно целое с Небом и Землей (см.
Сань цай) и «тождественно телом с [другими] вещами». «Великие люди» сознают это, «ничтожные» — разделяют мир на «ты и я». Для правильного восприятия мира и должного поведения в нем необходимо сохранять в себе «детское сердце».
Ли Чжи (XVI — нач. XVII в.) продолжил мысль Ван Ян-мина, отождествив «сердце ребенка» (
тун синь) с «истинным сердцем» (
чжэнь синь), к-рому присуще врожденное естеств. знание, здравый смысл и стремление к добру; более того, из «детского сердца» исходит «высшая культура» (
вэнь) («Фэнь шу», гл. «Тун синь шо»).
Важное место занимала категория
синь [
1] и в др. течениях неоконфуцианства. Напр., основоположник его «нумерологич.» направления
Шао Юн (XI в.) определил «сердце» как «Великий предел» (
тай цзи) — начало и «программу» всего сущего, а гл. создатель «учения о принципе» (
ли-сюэ) Чжу Си (XII в.) — как способность «знать и чувствовать», присущую не только человеку, но даже растениям, и объединяющую «индивид. природу» (
син [
1]) и «чувства» (
цин [
2]). Тяготеющий к материализму
Ван Фу-чжи (XVII в.) считал «сердце» основной функциональной системой «тела/личности» (
шэнь [
2]), ответственной за мышление, восприятие и зависящей от функционирования органов чувств.
В кит.
буддизме, особенно в VI–IX вв., слово
синь [
1] служило обобщающим выражением психич. процессов и явлений, а в школе
фасян (см.
Фасян-цзун) оно стало синонимом «сознания-сокровищницы» (алая-виджняна) — высшей интегральной формы всех видов сознания. Основываясь на идеях гл. обр. буд. школы
тяньтай (см.
Тяньтай-цзун),
Тань Сы-тун (XIX в.) выдвинул ориг. трактовку
синь [
1]. Он предложил концепцию «силы сердца» (
синь ли) как универсальной творч. и созидающей духовной энергии, реализующейся в мировом «эфире» (
итай). Чтобы она могла полностью проявиться, каждый должен «очистить и излечить [свой] сердечный источник», к-рый одновременно является «источником всех живых существ». В результате «очищения» собств. «сердца» становится возможным «спасение» других людей от страданий и от круга перерождений (сансары) (см.
Лунь хуй).
Иероглиф
синь [
1] вошел в состав многих совр. науч. терминов, прежде всего связанных с психич. сферой:
синьли — психика,
синьлисюэ — психология и т.п.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983;
он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002;
Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с. 18, 42, 46;
Richards i.a. Mencius on the Mind: Experiments in Multiple Definition. L., 1932;
Shih V.Y.C. The Philosophy of Mind as a Form of Empirism // Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. 1969, vol. 39.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 390-391.