Синология.Ру

Тематический раздел


Жэнь 2

гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта. Одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры, совмещающая три гл. смысловых аспекта: 1) морально-психологич. — «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая в одном ряду с «должной справедливостью» (и [1]), ритуальной «благопристойностью» (ли [2]), «разумностью» (чжи [1]), «благонадежностью» (синь [2]); 2) социально-этич. — совокупность всех видов правильного отношения к др. человеку и об-ву; 3) этико-метафизич. — симпатически-интегративная взаимосвязь отд. личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.

Этимологическое значение жэнь [2] — «человек и человек», или «человек среди людей». Хотя иероглиф жэнь [2] в значении «доброта правителя к подданным» присутствует в совр. текстах канонизированной конфуцианцами доконф. классики («Шу цзин», «Ши цзин»), возможно, он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты.

В конфуцианстве понятие жэнь [2] сразу стало центр. категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти («Лунь юй», XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21; «Мэн-цзы», IV Б, 28), с др. — как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности» (кэ цзи фу ли), реализующее «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам» («Лунь юй», XII,1, VI, 28).

У Конфуция жэнь [ 2] представлялось специфическим атрибутом «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь) («Лунь юй», VI, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеч. личность («Чжун юн», 20; «Мэн-цзы», III А 4, VII Б, 16; «Ли цзи», гл. 7). Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь [ 2] в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь [1]), без к-рого человек перестает быть человеком («Мэн-цзы», II А 6, VI Б, 2 VII Б, 31), следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь мин) считал «любовь [к миру] вещей», т. е. ко всему сущему (ай у). Он также обобщил суждения «Лунь юя» о социально-политич. значимости жэнь [2] в понятии жэнь чжэн — «гуманное правление», ставшем впоследствии идеологич. штампом конф. ортодоксии.

В раннем даосизме жэнь [2] подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе («небу и земле»), явившееся результатом деградации дао и дэ [1]. В «Дао дэ цзине» (§ 8) жэнь [2] признано благотворной основой общения людей, а в «Чжуан-цзы» (гл. 12; см. Чжуан-цзы) распространено и на неживую природу в качестве «принесения пользы вещам» (ли у).

Дун Чжун-шу (II в. до н. э.) сделал шаг к онтологизации «гуманности», объявив ее воплощением «воли Неба» (тянь чжи) в человеч. теле и результатом «трансформации» (хуа) «пневмы» (ци [1]) крови.

В позднем, т. н. религ. даосизме, философии «учения о таинственном» (сюань-сюэ) и буддизме (см. Буддизм) жэнь [2] стало играть роль одной из важнейших добродетелей — милосердия, преодолевающего барьер между «я» и «не-я» (у во).

Неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) под влиянием Хань Юя (VIII–IX вв.) расширили онтологич. содержание понятия «гуманность». Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Ян-мин и др. трактовали ее как атрибут неба (тянь [1]), органич. единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь [2] физич. параличу (медицинский смысл выражения бу жэнь — «негуманность»). Ван Ян-мин утверждал, что жэнь [2] «образует единое тело (ти [1]) с камнем и черепицей».

В трактовках жэнь [2] неоконф. мыслителями конца Империи отразились особенности восприятия ими западной научной мысли. Тань Сы-тун в первом в кит. философии специально посвященном жэнь [2] трактате «Жэнь сюэ» («Учение о гуманности») идентифицировал эту категорию с общеприродной «силой любви» (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции — эфира (итай). Кан Ю-вэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь [2] с электромагнитным притяжением.

Философы XX в., интерпретирующие классич. кит. доктрины, толкуют жэнь [2] в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этич. нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шу-мин), а в неоконфуцианстве — как принцип «моральной метафизики» (даодэ ды синшансюэ), выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Ю-лань, Моу Цзун-сань, Ду Вэй-мин).

Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 (указатель).

Литература:
Карапетьянц А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае. М., 1982; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 127–128; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Невилл Р.К. Осознанное и неосознанное место ритуала (ли) в гуманности (жэнь) // Китай в диалоге цивилизаций. М., 2004. С. 652–660; Цверианишвили А.Г. Категория «жэнь » в трактовке Лян Шумина и Ху Ши // XVI НК ОГК Ч. 3. М., 1985; Chan Wing-tsit. The Evolution of the Confucian Concept Jen // PEW. 1955. Vol. 4. № 4; Lin Yii-sheng. The Evolution of the Pre-Confucian Meaning of Jen and the Confucian Concept of Moral Autonomy // Monumenta Serica. 1974–1975. Vol. 31; Tu Wei-ming. The Creative Tension be¬tween Jen and Li // PEW, 1968. Vol. 18. № 1–2.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 262-264.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.