程顥,
Чэн ХаоЧэн Бо-чунь, Чэн Мин-дао, Мин-дао сянь-шэн (наставник Освещающий Путь/Высветляющий
дао). 1032, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань), — 7.07.1085, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань). Философ, педагог, один из основоположников
неоконфуцианства.
Происходил из знатного чиновничьего рода. Вместе с младшим братом
Чэн И в 1046 – 1047 учился у
Чжоу Дунь-и. В очень раннем возрасте в 1052 получил высшую ученую степень
цзинь ши. Служил чиновником для поручений при наследнике престола, окружным инспектором, преподавал в Лояне. Выступал против реформ
Ван Ань-ши, подвергал критике идеи уравнительного перераспределения земли, ратуя за поддержку зажиточных хозяйств, в к-рых видел гарант устойчивости экономич. и фискальной системы. Осн. филос. соч. — «Дин син шу» («Книга об установлении индивидуальной природы»), «Ши жэнь пянь» («Главы о познании гуманности»). Позднее произв. Чэн Хао и Чэн И были сведены в «И шу» («Оставленные [после смерти] произведения») и «Эр Чэн цюань шу» («Полное [собрание] произведений двух [братьев] Чэн»).
Считая
ли [1] общим «принципом» природных и социальных процессов, «изменений и превращений» (
бянь хуа) в окружающем мире, Чэн Хао в отличие от Чэн И избегал ставить акцента на первичность
ли [
1] по отношению к «пневме» (
ци [1]). Последнюю Чэн Хао отождествлял с «оформленным» (
ю син; см.
Син [2]), т.е. c миром вещей (
у [3]), а «неоформленное» (
у син) считал синонимом дао, «не имеющего ни начала, ни конца». Этот тезис ложился в русло отрицания выдвинутой
Чжан Цзаем концепции «Великой пустоты» (
тай сюй; см.
Сюй) как единой общемировой «пневмы» и источника многообразия вещей.
Нек-рые стороны учения Чэн Хао позволяют считать его непосредств. предшественником «учения о сердце» (
синь-сюэ), основы к-рого заложил
Лу Цзю-юань (XII в.). По мнению Чэн Хао, «проявления неба и земли» суть «проявления всего и меня [в том числе]»; хотя «принцип неба, земли и тьмы вещей (
вань у) подразумевает обязательное наличие внутри себя противоположностей», но «искреннее и почтительное сердце (
синь [1])» не противостоит вещам, ибо оно тождественно Небу (
тянь [1]) — высшему природному началу, к-рое одновременно является универсальным «принципом». Поэтому «исчерпание [собств.] сердца» является способом «исчерпания принципа» (
цюн ли) и «исчерпывающего [познания своей] природы» (
цзинь син), единосущной природе Вселенной. «[Я] сам есть лучшая мера [всего]», ибо при «обращении [к собств.] сердцу» (
чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на «внутр.» и «внеш.».
Его фактическое единство и свою «единотелесность» (
и ти; см.
Ти - юн) с вещами постигает тот, кто проникнут «гуманностью» (
жэнь [2]). Этот моральный фактор, включающий в себя, по Чэн Хао, «должную справедливость» (
и [1]), нормы «благопристойности» (
ли [2]), «мудрость» (
чжи [1]) и «благонадежность» (
синь [2]), приобрел в учении Чэн Хао онтологич. характер как условие подлинного «слияния» с окружающим миром. «Познание гуманности» рассматривалось им как первостепенная задача «учебы».
Литература: Хэнань Чэн-ши и-шу (Оставленные [после смерти] произведения господ Чэн из Хэнани). Шанхай, 1935; Эр Чэн цзи (Собрание [сочинений] двух [братьев] Чэн братьев Чэн). Пекин, 1981;
Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., L., 1963, p. 518 – 543.
Источники: Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976;
Гуань Дао-чжун. Эр Чэн яньцзю (Исследование [учений] двух [братьев] Чэн). Шанхай, 1937;
Пань Фу-энь,
Сюй Юй-цин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей «учения о принципе» Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988;
Graham А.С. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958.
См. лит-ру к
Неоконфуцианство;
Чжу Си.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 607-608.