Термин зап. происхождения, обозначающий одно из гл. направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное
конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиц. культуры Дальнего Востока. Соответствует нескольким китайским (и производным от них японским, корейским и вьетнамским) терминам: дао-сюэ — «учение [истинного] Пути»; [синминъи] ли-сюэ — «учение об [индивидуальной природе, предопределении, должной справедливости и] принципе»; синь-сюэ — «учение о сердце (психике)»; ши-сюэ — «учение о реальном», или «реальное (практическое) учение»; шэн-сюэ — «учение о совершенной мудрости», или «учение совершенномудрых»; сун-сюэ — «учение [эпохи] Сун» (960–1279). В самом узком смысле неоконфуцианство — учение философов XI–XII вв., выделенных официальной «Историей [династии] Сун» («Сун ши», XIV в.) в направление дао-сюэ, т.е.
Чжоу Дунь-и,
Чжан Цзая,
Чэн Хао,
Чэн И,
Чжу Си, их ближайших учеников и последователей. В менее узком смысле неоконфуцианство охватывает всех конфуциански ориентированных мыслителей XI–XVII вв. (эпохи Сун–Мин); иногда сюда включаются только официально признанные философы. В самом широком смысле неоконфуцианство означает всю совокупность конф. и конфуцианизированных учений, созданных в дальневосточном регионе с XI в. по наст. время. Автохтонные наименования неоконфуцианства подчеркивают его разные аспекты: сун-сюэ — время возникновения; ши-сюэ — «реалистичность» и «практичность», в противовес
даосизму и
буддизму, проповедующим уход от деятельной жизни и самой реальности; дао-сюэ — следование открытой древними «совершенномудрыми» ортодоксальной истине —
дао-Пути; шэн-сюэ — признание за каждым человеком возможности лично достичь «совершенной мудрости» (
шэн [1]) в силу изначально присущей ему «доброй природы». Наиболее распространенные кит. обозначения неоконфуцианства — [син минъи] ли-сюэ, синь-сюэ — выделяют его центр. категории: «[индивидуальная] природа» (
син [1]), «предопределение» (
мин [1]), «должная справедливость» (
и [1]), «принцип» (
ли [1]), «сердце» (
синь [1]).
У истоков неоконфуцианства стояли апологеты конфуцианства в условиях широкой популярности даосизма и буддизма —
Ван Тун (VI–VII вв.),
Хань Юй и его ученик Ли Ао (VIII–IX вв.). Создавать идеологию неоконфуцианства начали «три мастера учения о принципе» — Сунь Фу, Ху Юань (кон. X–XI в.) и Ши Цзе (XI в.), впервые же систематизированную и тематически всеобъемлющую форму оно обрело в трудах Чжоу Дунь-и. Ведущим в неоконфуцианстве стало направление его последователей и комментаторов — школа [братьев] Чэн–Чжу [Си] (чэнчжу-сюэпай), первоначально оппозиционная офиц. идеологии, но в 1313 канонизированная и сохранившая такой статус в Китае до нач. XX в., а в сер. XX в. породившая «новое учение о принципе» (синь ли-сюэ)
Фэн Ю-ланя. Основную конкуренцию ей составила школа Лу [Цзю-юаня] — Ван [Ян-мина] (луван-сюэпай; см.
Ван Ян-мина школа), идейно доминировавшая в XVI–XVII вв. Соперничество школ Чэн–Чжу и Лу–Вана, отстаивавших соответственно социоцентристский объективизм и персоно-центристский субъективизм, что иногда квалифицируется посредством оппозиции «учение о принципе» – «учение о сердце», распространилось на Японию и Корею, где, как и на Тайване, в обновленных формах продол¬жается до сих пор. От этих гл. направлений в неоконфуцианстве с самого начала отделились два более узких течения: представители первого проявляли повышенное внимание к натурфилософским проблемам и нумерологическим (см.
Сяншучжи-сюэ) построениям (
Шао Юн, XI в.; Цай Цзю-фэн, XII–XIII вв.;
Фан И-чжи,
Ван Фу-чжи, XVII в.), представители второго акцентировали социально-утилитарное значение знания (Люй Цзу-цянь, Чэнь Лян, XII в.; Е Ши, XII–XIII вв.;
Ван Тин-сян, XV–XVI вв.;
Янь Юань, XVII — нач. XVIII в.). В XVII–XIX вв. господствовавшие учения Чэн–Чжу и Лу–Вана подверглись атакам со стороны «эмпирич.» школы, делавшей упор на критич. изучение классич. текстов и опытное исследование природы. Предтечей этого направления, ныне называемого «учением о естестве», или «конкретным учением» (пу-сюэ), был
Гу Янь-у (XVII в.), а крупнейшим представителем —
Дай Чжэнь (XVIII в.). Дальнейшее развитие неоконфуцианства, начиная с
Кан Ю-вэя, связано с попытками усвоения зап. теорий.
В отличие от первоначального конфуцианства, неоконфуцианство основано прежде всего на текстах
Конфуция (VI–V вв. до н.э.),
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.) и их ближайших учеников, а не на протофилос. канонах. Этот новый подход школа Чэн–Чжу воплотила в «Четверокнижии» («Сы шу»). В период складывания неоконфуцианства нормативной формой «Тринадцатиканония» (
«Ши сань цзин») была охвачена и древняя протофилос. классика. Первое место в нем занял методологич. «органон» —
«Чжоу и», в к-ром изложены нумерологич. идеи, полностью эксплицированные (в т.ч. средствами графич. символики; см.
Гуа [2];
Тай цзи) и развитые в неоконфуцианстве. Неоконфуцианцы активно разрабатывали значительно менее развитую в первоначальном конфуцианстве онтологич., космологич. и гносеопсихологич. проблематику. Заимствовав у даосизма и буддизма некоторые абстрактные понятия и концепции, неоконфуцианство ассимилировало их путем этич. интерпретации. Моральная доминанта конфуцианства в неоконфуцианстве обернулась этич. универсализмом, в рамках к-рого любой аспект бытия стал трактоваться в моральных категориях, что выражалось с помощью последовательных взаимных идентификаций человеч. («гуманность»-
жэнь [2], «[индивидуальная] природа», «сердце») и природных (Небо-
тянь [1], «предопределение», «благодать/добродетель»-
дэ [1]) сущностей. Совр. интерпретаторы и продолжатели неоконфуцианства (Моу Цзун-сань, Ду Вэй-мин и др.) определяют такой подход как «моральную метафизику» (даодэ дэ си-нэршансюэ), являющуюся одновременно теологией (см.
Новое конфуцианство).
Источники:
Хуан Цзун-си. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990; он же. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань). Т. 1-4. Пекин, 1989; Reflections on Things at Hand. The Neoconfucian Anthology / Compiled by Chu Hsi and Lu Tsu-ch`ien. N.Y. ; L., 1967.
Литература:
Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды. М., 1978. С. 386–414, 429–498; Толыгина К.И. «Великий предел». М., 1995, С. 245–323; История китайской философии. М., 1989. С. 309–501; Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 240–241; Кобзев А.И. Современный этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // НАА. 1983. № 6. С. 151–169; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174–207; Конфуцианство в Китае. М., 1982. С. 88–263; Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.–Л., 1947. С. 222–444; Торчинов Е.А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства // Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 288–344; Хуан Гун-вэй. Сун Мин Цин ли-сюэ тиси лунь ши (Систематический и исторический очерк неоконфуцианства [эпох] Сун, Мин, Цин). Тайбэй, 1971; Хуан Цзун-си. Мин жу сюэ ань (Отчет об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин). Пекин, 1990; Он же. Сун Юань сюэ ань (Отчет об учениях [эпох] Сун и Юань). Т. 1–4. Пекин, 1989; Вагу W.Th.de. Neo-Confucian Orthodoxy and the Learning of the Mind-and-Heart. N.Y., 1981; Brière O. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898–1950. L., 1956; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1–2. NY., 1957–1962; Liang Ch’i-ch’ao. Intellectual Trends in Ch`ing Period. Camb. (Mass.), 1959; Principle and Practicality: Essays of Neo-Confucianism and Practical Learning. NY., 1979; The Unfolding of Neo-Confucianism. NY., 1975.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 368-369.