輪回 букв. «вращение колеса» — сансара (санскр.), круговращение (феноменального мира). Религиозно-филос. доктрина
буддизма, присущая всем его направлениям. Учение о сансаре начало складываться в древнеинд. брахманизме.
Доктрина
лунь хуй имеет два основных аспекта: 1) негативная оценка мира как места бессмысленных страданий; 2) вера в перевоплощения и карму (
е [1]), т.е. в то, что каждое действие человека приносит полож. или отриц. для него результат в данной жизни или в одной из будущих. В зависимости от своих деяний человек после смерти перевоплощается в одном из шести миров: аду (
ди юй), мире «голодных духов» (
э гуй, см.
Гуй [1]), животных, людей, воинственных демонов-асуров (
асюло) или богов-дэвов (
тянь жэнь, букв. «небесных людей»). Все эти состояния также временны и предполагают смерть и новые рождения. «Колесо бытия» безначально и бесконечно; единственный выход из круговращения рождений-смертей — принятие буддизма и достижение нирваны (см.
Непань). В буддизме махаяны сансара рассматривается как тождественное нирване бытие, отличия же ее от нирваны провозглашаются следствием неведения, устраняемого посредством просветления (санскр. бодхи, самадхи, кит. пути, саньмэй). В школах китайского буддизма на основе данной интерпретации сложилось учение о том, что мир
лунь хуй представляет собой форму проявления «истинного бытия» (будды, нирваны) и един с ним.
Литература: Игнатович А.Н. Концепция бытия в школе тяньтай в интер-претации Нитирэна // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 1999.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 316-317.