涅槃, кит. эквивалент санскр. термина «нирвана» — букв. «остывание, угасание, затухание, освобождение» (др. кит. варианты:
нидань,
нихуань). Обозначение идеального итога религ. практики
буддизма, высшее состояние сознания, «сверхбытие», достигаемое в результате «затухания» безначального волнения истинносущего и прекращения т.о. кармической цепи «старений и смертей». Буд. тексты постулируют непостижимость и невыразимость нирваны. Санскр. синоним этого понятия — паринирвана передается по-кит. как
жу ме — «вхождение в затухание» (др. вариант:
юань цзи — «всеобъемлющее безмолвие»; транскрипции
бонепань,
бонихуань). Смысловые аналоги понятия «нирвана», особенно широко применявшиеся в ранний период распространения буддизма в Китае, —
ме («уничтожение», «исчезновение», «прекращение», «затухание» и т.п.),
ме ду («преступание черты», «переход в прекращение»),
цзи ме («безмолвие и затухание»),
у вэй («недеяние»). В кит. буд. лит-ре выражениями
жу ме,
юань цзи,
жу непань («вхождение в нирвану») обозначается кончина буд. монахов. Толкования понятия «нирвана» и путей ее достижения в разных школах буддизма расходятся. В традиции тхеравады (хинаяны) преобладает тенденция к объяснению нирваны на основе толкования истинносущего как «мира дхарм» (дхармахату, кит.
фа цзе) в его «необусловленной» ипостаси, отграниченной от эмпирич. мира. В школах махаяны доминирует идея «тождества нирваны и сансары», исходящая из положения об истинносущем как об одном из «трех тел Будды» — вселенском «теле Закона» (дхармакая, кит.
фа шэнь), присутствующем во всем сущем.
Источники: Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1992, с. 184–193 и др.;
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 1999.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 370.