管子 один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в осн. IV–III вв. до н. э., и состоящий из 8 тематич. разделов в 24 «свитках»-цзюань и 86 главах-пянь, из к-рых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине III в. до н. э. в академии
Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован
Лю Сяном около 26 до н. э. и впервые напечатан в XIII в. Назван по имени
Гуань Чжуна (Гуань И-у, Гуань-цзы; ум. 645 до н. э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики
легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др. — видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (
фа [1], разд. 1), к-рым должен следовать и сам государь («закон — отец и мать народа», гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в «Гуань-цзы» произведений всех главных филос. школ древнего Китая, представленных в академии Цзися. «Гуань-цзы» сначала квалифицировался как даос. («Хань шу», цз. 30, I в.; см.
Даосизм), а затем как легистский («Суй шу», цз. 34, VI–VII вв.) трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне доминирует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание «Гуань-цзы» осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. («эклектических» —
цза-цзя) произведений типа
«Хуайнань-цзы» и
«Люй-ши чунь цю», в к-рых представлен широкий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественно-научных и др., почерпнутых из учений различных школ.
Специфику «Гуань-цзы» составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конф. (см.
Конфуцианство), даос. и легистских идей с включением отдельных положений этики
мо-цзя (моизма), гносеологии и протологики
мин-цзя (школы имен) и школы Сун Цзяня -
Инь Вэня (
сунъинь-сюэпай), теории управления
цзунхэн-цзя (школы дипломатов) и натурфилософии
иньян-цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (
ли [2]) и их конечной зависимости от
дао, «главенствующего [во всей] тьме вещей». Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу», гл. 16). Даос. трактовка дао как пустотно-бесформенного и «беспредельного» (гл. 36–38, 49) связана в «Гуань-цзы» с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое господство (гл. 30). В гл. 36–38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации («пристанище», шэ [2]) —
дэ [1] и универсальной субстанции — «пневме» (
ци [1]), «эссенциальная» (
цзин [3]) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (
шэнь [1]) — всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр — «сердце сердца» (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи атрибутируют школе Сун [Цзяня] — Инь [Вэня], на даос. основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян-цзя о силах
инь - ян, представляющих собой «великий принцип (
ли [1]) Неба и Земли», и «пяти элементах» (
у син), определяющих основные пространственно-временные характеристики «пневмы». Гл. 39 посвящена Земле (ди [2]) и воде — «первоисточникам тьмы вещей». Вода сопоставлена с
дао и названа «кровью и пневмой Земли». Связанный с идеологией «школы дипломатов» (цзунхэн-цзя) ведущий социально-экономич. принцип «Гуань-цзы» — цин чжун («[установление баланса] легкого и тяжелого») изложен в обозначенных этим термином гл. 80-86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. контроля над экономич. жизнью и представление о законосообразном характере обществ. бытия. «Гуань-цзы» является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).
Источники:
Го Мо-жо, Вэнь И-до, Сюй Вэй-юй. Гуань-цзы цзи цзяо (Собрание редакций «Гуань-цзы»). Т. 1–2. Пекин, 1956; Штейн В.М. «Гуань-цзы»: Исслед. и пер. М., 1959; Гуань-цзы. Гл. 30, 31, 40, 46 / Пер. С. Кучеры; гл. 36–39, 49 / Пер. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. Т. 2, М., 1973. С. 14–57; Даосские главы из трактата «Гуань-цзы» / Пер. В.В. Малявина // Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер., вступ. ст., примеч. и указ. В.В. Малявина. М., 1995; Maverick L., Т' ang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues In Anciеnt China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale, 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965; Он же. Guanzi. Political, Economic and Philosophical Essays from Early China. Vol. 1. Princ, 1985. Vol. 2, Princ, 1998.
Литература:
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318–361; Иванов А. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. «Хань Фэй-цзы». СПб., 1912. С. XXXVI–LV; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 76–77; «Гуань-цзы» яньцзю (Исследование «Гуань-цзы»): Сб. 1. Цзинань, 1987; Ло Гэнь-цзэ. Гуань-цзы тань юань (Выявление истоков «Гуань-цзы»). Шанхай, 1931; Ши И-сань. Гуань-цзы цзинь цюань («Гуань-цзы» с современными разъяснениями). Пекин, 1988; Grinpas В. Quelques notes sur Kouan-tseu / Труды XXV международного конгресса востоковедов. Т. V. М., 1960. С. 226–232.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 204-206.