«Чжоуские ритуалы», др. назв. — «Чжоу гуань» («Чжоуские чиновники»), «Чжоу гуань цзин» («Канон чжоуских чиновников»). Один из памятников, входящих в конф. собр. классич. лит-ры «Тринадцать канонов» (
«Ши сань цзин»). Традиция приписывает его создание Чжоу-гуну, младшему брату У-вана — первого государя династии Чжоу (XII/ XI–III вв. до н.э.); после смерти У-вана Чжоу-гун стал регентом при своем племяннике Чэн-ване и якобы впервые создал регулярную администрацию. Относительно датировки «Чжоу ли» нет единого мнения: называют XI в. до н.э., 1-ю или 2-ю пол. I тыс. до н.э., III в. до н.э. Существует также мнение, что копировавший этот текст на рубеже н.э. Лю Синь подделал его. Возможно, содержание трактата в целом отражает специфику гос. строя, администрат. системы, обществ. устройства, законодательства, ритуалов, хоз. жизни, состав и обязанности чиновничества в древнекит. царствах VII–V вв. до н.э., культурно близких домену династии Чжоу.
В библиографич. разделе
«Хань шу» («И вэнь чжи», I в.) упоминаются «Чжоу гуань цзин» из шести разд. и «Чжоу гуань чжуань» («Предание о чжоуском чиновничестве») из четырех разд., а в
«Ши цзи» (II–I вв. до н.э.) — книга «Чжоу гуань», содержащая, в частности, сведения о церемониях жертвоприношений. Архитектоника и содержание «Чжоу ли» сопряжены с древними космогонич. и календарными представлениями, в соответствии с к-рыми предписывалось упорядочивать жизнь общества. Современный текст «Чжоу ли» состоит из разделов «Тянь гуань» («Небесные чиновники»), «Ди гуань» («Земные чиновники»), «Чунь гуань» («Весенние чиновники»), «Ся гуань» («Летние чиновники»), «Цю гуань» («Осенние чиновники»); разд. «Дун гуань» («Зимние чиновники») был утерян и примерно в III в. заменен аналогич. по содержанию книгой «Као гун цзи» («Записки об изучении ремесел»). Из комментариев Чжэн Сюаня (II в.) к «Чжоу ли» сохранился только комментарий к «Као гун цзи». Наиболее авторитетным считается комментарий Сунь И-жана (XIX в.).
Источники:
Линь Инь. Чжоу ли цзинь чжу цзинь и («Чжоу ли» с современным комментарием и переводом). Пекин, 1985;
Сунь И-жан. Чжоу ли чжэн и (Правильный смысл «Чжоу ли»). Пекин, 1987;
Чжэн Сюань, Цзя Гун-янь. Чжоу ли чжу шу («Чжоу ли» с комментариями и толкованиями). Шанхай, 1990; Из «Чжоу ли» (отрывки). [Из гл. 1, 2, 6, 9, 10, 13–16, 33] //
Штейн В.М. Гуань-цзы. Исслед. и пер. М., 1959; Tcheou-Li, ou Rites des Tcheou/Tr. du chinois par Edouard Biot. T. 1. P., 1851.
Литература:
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. М., 1989;
он же. Древний Китай. Т. 1. М., 1995;
Кучера С. К вопросу о датировке и достоверности «Чжоу ли» // ВДИ. 1961, № 3;
Karlgren B. The Early History of the Chou Li and Tso Chuan Texts // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. 1931, № 3.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.583.