杜順, Фа-шунь. 557–640. По традиции считается 1-м патриархом буддийской школы
хуаянь (см.
Хуаянь-цзун). При жизни пользовался широкой известностью, считался воплощением бодхисаттвы Маньчжушри. В своих соч. изложил осн. принципы хуаяньского учения. Гл. соч. — «Хуа янь фа цзе гуань» («Созерцание мира дхарм [по учению] „Хуаянь-[цзин]“») — написано под влиянием традиций праджняпарамитских текстов.Принципы учения о пустоте (санскр. шуньята, кит.
кун [1]), разработанные в них, Ду-шунь берет за основу для анализа категорий классической китайской философии —
ли [1] (принцип) и
ши [
3] (вещи/дела), к-рые в его соч. отражали различные аспекты мира дхарм (санскр. дхармадхату, кит.
фа цзе):
ли [
1] соответствовал абс. миру,
ши [
3] — феноменальному. Ду-шунь выдвинул тезисы о том, что «между
ли [
1] и
ши [
3] нет преград» (
ли ши у ай), они одновременно и тождественны, и различны; «между
ши [
3] и
ши [
3] нет преград» (
ши ши у ай), одно содержит в себе все, все содержит в себе одно, все есть одно. Эти положения в дальнейшем разрабатывались и систематизировались в трудах патриархов
хуаянь-цзун.
Литература: Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989;
Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995.
См. также лит-ру к ст.
Хуаянь-цзун.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 257.