净土宗, школа Чистой земли. Др. назв. —
лянь-цзун (школа лотоса). Одно из крупнейших течений кит.
буддизма, исповедующее общемахаянский культ будды Амитабхи(Амито-фо; яп. Амида, отсюда термин
амидаизм, обозначающий
цзинту-цзун на Западе) как единственно возможное средство спасения и испытавшее значительное влияние учения
тяньтай-цзун. Назв. происходит от осн. постулата
цзинту-цзун: будда Амитабха — центр. объект поклонения — обитает в райской «Чистой земле» (
цзин ту) на Западе и стремится спасти все живые существа, возродив их там. В основе учения лежит идея «думания/памятования о Будде» (
нянь фо) — перманентного вызывания в сознании образа будды Амитабхи и достижения тем самым спасения верой в него и многократным повторением (рецитацией) его имени в мантре «Наму Амито-фо» («Поклонение будде Амитабхе», яп. «Наму Амида-буцу») и духовного созерцания Чистой земли.
Считающаяся возникшей в V в., до XIII в.
цзинту-цзун может называться «школой» достаточно условно: отсутствие четкой преемственности патриархов и собственной монастырской структуры превращало ее в весьма аморфное образование, поддерживавшееся только единством культа будды Амитабхи, со временем становившегося все популярнее и популярнее. В религиозной деятельности
цзинту-цзун активное и широкое участие принимали не только монахи, но и миряне. Подобно
чань школе,
она относительно благополучно перенесла «гонение годов Хуй – чан» (IX в.) и вместе с ней стала ведущей школой не только китайского, но и всего дальневосточного буддизма, прежде всего благодаря простоте вероучения и практики, а также созвучности народным верованиям (народному буддизму).
Существенным фактором роста популярности
цзинту-цзун был параллелизм образов ее учения и
даосизма, для которого характерна вера в «счастливые земли» (
фу ди) и «пещерные Небеса» (
дун тянь), аналогичные «Западному раю» будды Амитабхи. Произошедшее в Китае отождествление последнего с одной из его ипостасей – Амитаюсом, именуемым буддой Безмерного долголетия (
У лян шоу фо) и считающимся подателем вечной жизни, также гармонировало с даоским идеалом бессмертия (см.
Сянь-сюэ).
От прочих буддийских школ
цзинту-цзун отличается положением об освобождении от сансары не самостоятельно, а благодаря спасительной «силе другого» (
та ли, яп.
тарики), т.е. будды Амитабхи, отчего она так и называлась школой «сил другого», в отличие от других школ – «собственных сил» (
цзы ли, яп.
дзирики). Необходимость опоры на силы Амитабхи объяснялась принципом угасания способностей существ в эпоху «конца Учения/Дхармы» (
мо фа; см.
Фа [1]), т.е. тысячелетие, следующее за эпохами «истинного Учения/Дхармы» (первые 500 лет после нирваны Будды Шакьямуни) и «Учения/Дхармы лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет). В последний из этих периодов люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги. Остающийся единственный путь – возложить все надежды на сострадание Амитабхи. Так же обосновывал исключительную важность повторения мантры «Лотосовой сутры» и один из главных противников
цзинту-цзун – японский монах XIII в. Нитирэн.
Появлению
цзинту-цзун предшестовало создание в 402
Хуй-юанем (IV — нач. V в.) Общества лотоса (
лянь шэ), или Общества белого лотоса (
байлянь-шэ), деятельность к-рого прекратилась, однако, после его смерти. Хуй-юань и его 18 ближайших последователей заявили, что занимаются пестованием «чистого дела», т. е. буддизма, на основе безмерной веры и постоянного размышления над сущностью будды Амитабхи, опираясь при этом на сакральную силу 18-го обета Амитабхи спасти все живые существа. Название Общества белого лотоса возводят к преданию о том, как поэт Се Лин-юнь увидел медитирующего Хуй-юаня и в память о чистоте и спокойствии, веявших от буддиста, посадил белые лотосы в прудах монастыря Дунлинь-сы.
Даос Тань-луань (кон. V — нач. VI в.), ставший последователем Хуй-юаня, на основе ряда постулатов основоположника мадхьямики Нагарджуны разработал концепцию двух путей, вошедшую в доктрину
цзинту-цзун: «путь трудных поступков (трудного прохождения)» и «путь легких поступков (легкого прохождения)». Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собств. усилия, и требует «не развернуться и не отступить», второй — в достижении освобождения с опорой на силу обета будды Амитабхи и следование предписаниям
цзинту-цзун. Он же привнес в школу ряд даос. методик достижения долголетия, почерпнутых у знаменитого даос. мага
Тао Хун-цзина (V–VI вв.) . По некоторым версиям, именно Тань-луань был основателем
цзинту-цзун, хотя в его время этот термин как самоназвание школы не употреблялся. Традиция продолжает дальнейшую линию школы через Дао-чо (VI–VII вв.), родившегося через 20 лет после смерти Тань-луаня (в 562). По преданию, в 609 он, изучая стелу со стихами Тань-луаня в монастыре Сюаньчжун-сы (монастырь Сокровенной середины), обратился к учению
цзинту-цзун и стал повторять имя Амитабхи по 70 тыс. раз в день. Он разработал доктрину «школы пути мудреца» и «школы пути
цзинту-цзун». Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего «принципа» (
ли [1]) мироздания. Второй путь — спасение верой в силу Амитабхи. Дао-чо полагал, что в эпоху «утраты дхармы (
фа [
1])» лишь
цзинту-цзун способна нести высший смысл учения Будды.
Окончательным доктринальным оформлением школа обязана трудам Шань-дао (VII в.), к-рый приобщился к ее учению слушая наставления Дао-чо в монастыре Сюаньчжун-сы. Он составил комментарий к важнейшим книгам
цзинту-цзун, впоследствии повлиявший на развитие ее учения в Японии. Шань-дао иногда называют основателем
цзинту-цзун, поскольку он создал собственную школу в столичном (Чанъань, совр. Сиань) монастыре Гуанмин-сы. На взгляды Шань-дао большое воздействие оказала доктрина его учителя Дао-чо: «Повторяя имя, думаем о Будде», реализуемая в практике многократного, порой до сотен раз в минуту, повторения имени Амитабхи. Это вводило мыслящего в состояние транса и позволяло ему «выйти из мирской пыли», приобщиться к «сиятельному телу Будды».
В XII–XIV вв. ряд постулатов
цзинту-цзун стал пользоваться популярностью и за ее пределами. В частности, учителя школ
чань, люй,
ми (см.:
Чань школа,
Люй-цзун,
Ми-цзун) и др. предписывали последователям изучать канонические произведения
цзинту-цзун и даже составляли к ним комментарии. Обратившийся в буддизм конфуцианец Чжи-сюй (XIV в.) изложил учение
цзинту-цзун в терминах и понятиях
тяньтай-цзун. С того времени наметилось сходство ряда концептуальных положений двухшкол, что особенно ярко проявилось при дин. Цин (1644–1911).
Согласно сотериологич. доктрине
цзинту-цзун, многократное повторение имени Будды приведет к тому, что после смерти своего последователя Амитабха призовет его к себе в «западную чистую землю» (или «западный мир предельной радости» —
цзи лэ ши цзе). Практика «думания о Будде» составляет комплекс «внутренних причин» (
нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует «внешние проявления» (
вай сян) духовного совершенствования. «Думание о Будде» практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени Будды; 2) посредством взирания на изображения Будды; 3) как «думание» об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности Будды. «Думание посредством произнесения имен» относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на «возбуждение сердца» (
сань синь), т.е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психических механизмов, а два других вида этой практики — к методам «умиротворения сердца» (
дин синь), или «взирания и выверения» (
гуань ча), основанных на постепенной транквилизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуй-юань и его прямые последователи в основном практиковали методы «умиротворения», сложность к-рых ограничивала число последователей. Со времен Тань-луаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило «думание посредством произнесения имен», что открывало дорогу большему числу адептов.
Начиная с Шань-дао стало принято разделять практику
цзинту-цзун на «истинные поступки» (
чжэн син) и «различные поступки» (
цза син). К «истинным поступкам» относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах школы, к «различным» — все остальные поступки, не противоречащие буд. доктрине. «Истинные поступки» делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе, его восхваление; созерцание его изображения; вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом «тела Будды»; чтение вслух канонических книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центр. место в практике
цзинту-цзун. Параллельно с формированием доктринальных постулатов наметились расхождения между учителями школы, в частности относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуй-юань предлагал опираться исключительно на собств. силы и использовать для достижения «просветления» как практику «возбуждения сердца», так и методы «умиротворения сердца»; Шань-дао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином.
Осн. канонами школы считаются «Сутра Амитаюса/Безмерного долголетия» («У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000; рус пер.), описывающая силу обетования Амитабхи о спасении живых существ и смысл его добродетели, «Сутра о созерцания Амитаюса/Безмерного долголетия» («Гуань У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000) — о доктрине возрождения в «Чистой земле» и «Амитабха сутра» («Амито-фо цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000) — о том, как опираться на силу имени будды.
В XII в. монах Фа-жань (Хонэн) принес доктрину
цзинту-цзун в Японию. Ее японское направление дзёдо син-сю (истинная вера Чистой земли), созданная в нач. XIII в. Синраном (1173 – 1262) на основе учения Шань-дао, довело до крайности идею рецитации имени Амитабхи (Амида) как личного спасителя каждого человека. Этому направлению присущ более мирской, чем кит. «ортодоксии» характер: в нем даже монахи могли иметь семью, есть мясо и т.д. Идея Синрана «спасения только верой» позволила П.Тиллиху заявить, что из всех религий мира именно «истинная вера Чистой земли» по своему духу ближе всего к протестантизму. Первоначально она с неодобрением воспринималась властями и даже стимулировала в XV в. серию крестьянских восстаний. Со временем, однако, наряду со своим давним противником – школой Нитирэн-сю стала ведущим течением буддизма в Японии, где ныне ей принадлежат 21, 5 тыс. храмов и монастырей. Сохранились миниатюрные скульптуры, изображающие япон. последователей
цзинту-цзун с вытянутым длинным языком, на котором сидит десяток будд, — это символизировало многократное повторение священного имени. Япон. версия дала толчок утонченной храмовой живописи на буд. темы. К дочерним и близким направлениям относятся также япон. школы юдзу нэмбуцу сю, дзи сю. Аналогом
цзинту-цзун в Корее была школа чонтхо.
Цзинту-цзун оказала огромное влияние на идеологии сектантских объединений и тайных обществ в Китае, в частности
байлянь-цзяо и
и гуань дао. Это влияние особенно ярко проявилось в учениях о спасении избранного числа последователей секты в момент вселенской катастрофы, а также в дальнейшей разработке, мифологизации и фольклоризации идеи «чистой земли предельной радости».
Цзинту-цзун сохранилась в КНР, Японии и в меньшей степени в ряде стран Юго-Восточной Азии. В яп. варианте определенное распространение получила в США (Гавайи, Калифорния).
Источники: Избранные сутры китайского буддизма / Пер. Д.В. Поповцева, К.Ю.Солонина, Е.А.Торчинова. СПб., 2000;
Литература: Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994;
Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая // Проблемы идеологии. М., 1991;
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000, с. 200 – 204;
Сяо Ли-юань. Чжунго цзинту-цзяо яньцзю (Исследование учения цзинту в Китае). [Б.м.], 1950; Цзяньмин чжунго фо-цзяо ши (Краткая история китайского буддизма). Шанхай, 1986, с. 244–249; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Шанхай, 1980, с. 266–272; Шань-дао даши яньцзю (Исследование о наставнике Шань-дао). [Б.м.], 1927;
Ch'en K.K.S. Buddhism in China: A Нistorical Survey. Princ., 1964;
Chou Hsiang-Kuang. A History Chinese Buddhism. Allahabad, 1956.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 532-535.