慧遠, мирская фамилия Цзя.
Хуй-юань334, Лоуфань (совр. уезд Дайсянь пров. Шэньси), — 416. Буддийский монах, мыслитель. Одна из гл. фигур в ранней истории амидаизма, на кит. почве представленного школой
цзинту (см.
Цзинту-цзун). Известен как «старший Хуй-юань» в отличие от «младшего Хуй-юаня» — буд. мыслителя эпохи Суй (581–618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов», цз. 6) и позднейших кит. буд. соч. 14 произведений Хуй-юаня полностью или частично вошли в китайский буддийский свод
«Да цзан цзин» («Трипитака»).
Хуй-юань получил традиц. конф. (см.
Конфуцианство) образование, увлекался даос. (см.
Даосизм) лит-рой. В 20-летнем возрасте встретился с
Дао-анем, стал его любимым учеником, знатоком «Праджняпарамита сутры». По преданию, в буд. проповеди удачно применял цитаты из даос. трактатов, что вызвало одобрение Дао-аня. В 384 (по другой версии, в 381) обосновался в горах Лушань, в монастыре Дуньлинь-сы, вскоре стал влиятельным патриархом
буддизма на юге, а его монастырь — крупным центром буд. культуры, известным своими учеными, философами, художниками, поэтами и притягательным и для монахов, и для мирян.
Хуй-юаньХуй-юань трансформировал даос. императив «долголетия» (
чан шоу) в идею возрождения в «чистой земле» (
цзин ту) будды Амитабхи. В 402 Хуй-юань со своими учениками Лю И-минем, Чжоу Сюй-чжи, Би Инь-чжи, Цзун Бином и др. в храме дал обет перед образом будды Амитабхи всем вместе возродиться в «чистой земле». Всего одновременно с ним обет дали 123 ученика, 18 из них вместе с Хуй-юанем составили организованное им Об-во белого лотоса — [
бай]
лянь-шэ. Среди них были два индийских монаха — Буддхаяшас и Буддхабхадра. Хотя Об-во белого лотоса первоначально было представлено монахами-отшельниками, не ведшими проповеди среди мирян, Хуй-юань считается 1-м патриархом вышедшей из об-ва «школы чистой земли» —
цзинту-цзун, ставшей одной из самых массовых религ. орг-ций в странах Дальнего Востока; к школе же Хуй-юаня восходит обобщающее наименование крупнейшей средневековой сектантской традиции
байлянь-цзяо. Хуй-юань обосновывал необходимость подчинения традиц. морали и социальным нормам, в т.ч. власти отца и государя, для тех, кто живет в миру; но утверждал, что после вступления на буд. путь освобождения от оков бытия законы мира утрачивают свое значение по сравнению с новыми жизненными критериями («Шамэнь бу цзин ванчжэ лунь» — «Суждения/шастра о том, что шрамана не чтут царей»). В переписке с
Кумарадживой акцентировал проблему истинной «сущности будды» как «тела закона» (дхармакая, кит.
фа шэнь); доказывал тождество нирваны и дхармакаи как неизменной «сущности» — лакшана, кит.
син [1] («Фа мин лунь» — «Суждения/шастра о сущности дхарм»), отстаивал тезис «о неуничтожимости души» (
шэнь бу ме) при исчерпании «телесной формы» (
син [2]). Обосновывал буд. учение о воздаянии («Сань бао лунь» — «Суждения/шастра о трояком воздаянии», «Мин бао ин лунь» — «Суждения/шастра об уяснении [идеи] воздаяния»), подчеркивал необходимость практики созерцания (дхьяна, кит.
чань; см.
Чань-сюэ), связывая ее с проблемой познания. В поэтических произведениях — славословиях Будде — широко использовал даос. терминологию и образность, вызвав восхищение у своего современника – знаменитого поэта Се Лин-юня.
Источники: Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. Т. 2. СПб., 2005, с. 69 – 85, указатель (Хуэй-юань).
Литература:Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994;
Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991;
Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927;
Фан Ли-тянь. Хуй-юань юй ци фосюэ (Хуй-юань и его учение о буддизме). Пекин, 1983; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1989. Т. 2, с. 32 – 36;
Ch'en K.K.S. Buddhism in China: A Нistorical Survey. Princ., 1964;
Chou Hsiang-Kuang. A History of Chinese Buddhism. Allahabad, 1956;
Zürcher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 499-500.