法藏, Сянь-шоу.
Фа-цзан643, Чанъань (совр. Сиань пров. Шэньси), — 712. 3-й патриарх и фактич. основатель буд. школы
хуаянь (см.
Хуаянь-цзун), систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Родился в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется «Фа-цзан из Хорезма» (Канцзюй Фа-цзан).
Был учеником знаменитого переводчика и реформатора школы
фасян (см.:
Фасян-цзун,
Вэйши-цзун) Сюань-цзана, но позднее разошелся с ним во взглядах и резко полемизировал. Наибольшее влияние на Фа-цзана оказал др. его учитель — Чжи-янь, 2-й патриарх
хуаянь. Сам Фа-цзан большую часть жизни провел в столичных монастырях Юньхуа-сы и Дацзяньфу-сы. Пользовался покровительством танского имп. двора, в особенности императрицы У Цзэ-тянь (У-хоу). Получил офиц. титул
го и фа ши (единственный в государстве наставник закона). Осн. труды — комментарий к «Праджняпарамита хридайя сутре» (кит. «Божэболоми синь цзин» — «Сутра сердца праджняпарамиты»), к «Ланкаватара сутре» («Жу Лэнцзя цзин» — «Сутра о вступлении на Ланку»), к «Махаяна шраддхотпада шастре» («Да шэн ци синь лунь» — «Шастра о пробуждении веры в махаяну»), к «Аватамсака сутре» («Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды») – «Хуа янь цзин и хай бай мэнь» («Сто врат в море смысла “Сутры цветучной гирлянды”»; частичн. англ. пер.: Chan Wing-tsit, 1963) и краткий трактат «Цзинь ши цзы чжан» («Главы о золотом льве»; англ. пер.: Chan Wing-tsit, 1963; рус. пер.: Л.Е.Янгутов, 1982, К.Ю.Солонин, 2001), излагающий учение Фа-цзана и школы
хуаянь в целом.
В основе философии Фа-цзана лежит концепция универсальной причинной обусловленности. Все элементы универсума-дхармадхату (кит.
фа цзе) как мира в его истинной реальности взаимозависимы и взаимообусловлены, что равнозначно взаимопроникновению всего сущего: единое включает многое, к-рое содержит в себе единое. Отсюда тезис о тождестве единого и многого в «едином сознании» (
и синь) как духовном субстрате универсума. Данная концепция находит выражение в двух доктринах:
ли ши у ай («беспрепятственное [взаимопроникновение] принципов и вещей/дел», см.
Ли [1]), основанной на махаянском постулате о тождестве нирваны (
непань) и сансары (
лунь хуй), и
ши ши у ай («беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел»). В результате Фа-цзан создал учение, рассматривающее мир как единую систему взаимосвязанных и взаимосодержащих элементов, сняв оппозиции «единичное–многое» (
и–
до) и «тождественное–отличное» (
тун–
и). Фа-цзан, пересмотрев доктрину виджнянавады (кит. версия —
вэйши-цзун) о трех уровнях реальности, поставил уровень паратантры (
и та ци син — «зависимого бытия», «бытия, опирающегося на другое») выше абс. бытия — паринишпанна (
юань чэн). Для Фа-цзана уровень паратантры как бы синтезирует в себе иллюзорный мир кажущихся самостоятельными множеств единичных «вещей/дел» (
ши [
3]) и мир единого бытия идеального «принципа» (
ли [
1]). Поэтому его реальность превосходит и первый и второй уровни, будучи равной «единому сознанию» и дхармакайе (
фа шэнь — «тело закона», «тело будды»).
Все известные Фа-цзану буддийские учения он подразделял на пять групп (
у цзяо — «пять учений»), а те, в свою очередь, на «десять школ» (
ши цзя), установив иерархию их «истинности». Высшим и самым совершенным назван
буддизм школы
хуаянь. Эта классификация была развита и усовершенствована
Цзун-ми (VIII–IX вв.). Филос. взгляды Фа-цзана, решающим образом воздействовав на формирование системы взглядов
хуаянь, оказали также влияние на учение
чань школы, а в XI–XII вв. — на филос. проблематику и терминологию
неоконфуцианства.
Автор: Торчинов Е.А.
Источники: Фан Ли-тянь. Цзинь ши цзы чжан цзяо ши (Сверенные и разъясненые «Главы о золотом льве»). Пекин, 1989;
Фа Цзан. Очерк о золотом льве в хуаянь (пер. автора) // Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосибирск, 1982, с. 112 – 116; Золотой Лев Хуаянь / Введение и коммент. пер. К.Ю.Солонина // Религии Китая. Хрестоматия. СПб., 2001, с. 343 – 374; A Source Book in Chinese Philosophy / Tr., comp. by Chan Wing-tsit. Princeton, L., 1963, p. 406 – 424.
Литература:История китайской философии / Пер. В.С.Таскина. М., 1989, с. 269 – 274;
Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995, с. 129 – 172;
Тань Чжуан-фэй. Фа-цзан // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань. Сюйбянь (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 3. Цзинань, 1982, с. 3–44; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Шанхай, 1989. Т. 2, с. 175 – 177;
FungYu-lan. A Hystory of Chinese Philosophy. Vol. II. Princeton, 1953, p. 339 – 359.
См. также лит-ру к ст.
Буддизм, а также раздел сайта
Источники. Хуаянь цзинь шицзы.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 468-469.