«Наличие/бытие» – «отсутствие/небытие». Антонимичная пара основополагающих категорий кит. философии, функционально аналогичная европейской оппозиции «бытие–небытие», но включающая в себя более узкие понятия — наличного и неналичного бытия. Этимологич. значения ю [1] — «правая рука, держащая мясо», у [1] — «танцор с перьями в руках», лексические — соответственно «иметь» и «не иметь», относящиеся к сфере обладания, а не бытия. Ю [1] — совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеческие дела (ши [3]). Поэтому ю [1] может квантифицироваться как «десять тысяч наличий» (вань ю), что синонимично «десяти тысячам вещей» (вань у) как всеохватному множеству. Термину ю [1] присущ ценностный смысл — «имущество, достояние, богатство, собственность, ценность» (ср. франц. avoir), отражающий аксиологичность и прагматичность кит. философии, доходящую до самого высокого онтологического уровня. У [1] — не имеющая конкретных вещественных форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией. В качестве философских категорий ю [1] и у [1] впервые появились в каноне
даосизма «Дао дэ цзине» (IV в. до н.э.), где, однако, их взаимосвязь представлена противоречиво: «Десять тысяч вещей (вань у; см.
У [3]) Поднебесной рождаются из имеющегося (ю [1]), имеющееся рождается из отсутствующего (у [1])»; «Имеющееся и отсутствующее рождают друг друга».
У
Чжуан-цзы («Чжуан-цзы», гл. 2) с помощью итерации этих терминов произведено различение уровней реальности: «Имеется имеющееся (ю ю). Имеется отсутствующее (ю у). Имеется еще не начавшее иметь отсутствие. Имеется еще не начавшее иметься в качестве еще не начавшего иметь отсутствие». Использование кит. философами таких сочетаний, как «наличие наличия» (ю ю), «наличие отсутствия» (ю у), «отсутствие наличия» (у ю) и «отсутствие отсутствия» (у у), свидетельствует о том, что понятия «ю» [1] и «у» [1] не находятся друг с другом в отношении противоречия, подобно «бытию» и «небытию».
Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотношение ю–у стало центральной проблемой «учения о таинственном/сокровенном» (
сюань-сюэ). В его рамках
Ван Би (III в.) объявлял у [1] «корнем» (бэнь) и «сущностью» (ти [1] ; см.
Ти–юн) всего сущего, отождествляя таким образом с
дао, а Пэй Вэй (III в.) в сочинении «Чун ю лунь» («О почитании наличия /бытия») опровергал данную точку зрения, доказывая, что ю [1] — это самородная сущность, по отношению к к-рой у [1] выступает лишь как отсутствие или недостача, что поддерживал
Го Сян (252-312), отрицавший возможность «рождения имеющегося из отсутствующего», впервые осознав, что это может быть понято как однократный акт, то есть «творение из ничего». В кит. буддизме категория ю [1] была использована для определения чувственной реальности, противоположной «пустоте» — шунье (
кун [1]).
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1–2. М., 1972–1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 99–107; Он же. Учение о символах и числах в китайской классической литературе. М., 1994. С. 214–227; Феоктистов В.Ф. Был ли Ван Би идеалистом? Еще раз о категориях «ю» и «у» // VIII Всероссийская конференция философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация. М., 2002. С. 13–26; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; Сыма Вэнь. «Ю» юй «у» (Ю и у) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. 1981. № 4; Гао Чжэнь-нун. Кун юй ю (Пустота-шунья и наличие/бытие) // Там же. 1984. № 4; Гэ Жун-цзинъ. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987. С. 99–129; Graham A.C. «Being» in Western Philosophy Compared with Shih/Fei and Yu/Wu in Chinese Philosophy // Asia Major. 1959. Vol. 7. № 1–2.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 639-640.