Синология.Ру

Тематический раздел


Ба бу чжун дао

八不中道 срединный путь «восьми не», срединный путь восьми отрицаний. Важнейший принцип учения мадхьямики, к-рый был изложен Нагарджуной в его соч. «Маха-праджняпарамита-шастре» («Шастра о великой праджняпарамите») и «Мула-мадхьямика-кариках» («Коренные строфы о срединном видении»). В Китае этот принцип получил дальнейшее развитие в соч. основателя школы саньлунь (см. Саньлунь-цзун) Цзи-цзана «Да чэн сюань и» («Сокровенный смысл махаяны») и «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр»). По мнению Цзи-цзана, «восемь отрицаний» составляют сердцевину учения всех будд и всех святых, а их учение представляет собой срединный путь (см. Буддизм).
 
«Восемь отрицаний» — это: 1) не-рождение (бу шэн), 2) не-уничтожение (бу ме), 3) не-постоянство (бу чан), 4) не-прерывность (бу дуань), 5) не-тождество (бу тун), 6) не-различие (бу и), 7) не-приход (бу лай), 8) не-уход (бу чу).
 
Фактически «восемь отрицаний» составляют четыре пары противоположностей, вернее, отрицание четырех пар противоположностей:
 
1) отрицание рождения и уничтожения (не-рождение – не-уничтожение);
2) отрицание постоянства и прерывности (не-постоянство – не-прерывность);
3) отрицание тождества и различия (не-тождество – не-различие);
4) отрицание прихода и ухода (не-приход – не-уход).
 
«Восемь отрицаний» — это отрицание важнейших характеристик бытия, с одной стороны, и отрицание наличия каких-либо противоположностей — с другой. Иными словами, — «восемь отрицаний» — это не только отрицание рождения и уничтожения, постоянства и прерывности, тождества и различия, прихода и ухода, но и отрицание самой оппозиции этих понятий, отрицание их как противоположностей. Ведь если нет рождения и уничтожения, то отсутствуют и их отношения как двух противоположностей.
 
В этом Цзи-цзан усматривал принцип срединного пути, отрицающий любые крайности (см. Чжун дао). Противоположности, как проявления крайностей, не являются истинными характеристиками бытия. Это — стереотипы человеч. мышления, допускающего наличие оппозиции субъекта и объекта, нирваны и сансары. Срединный принцип отрицает различие между феноменальным бытием и истинным. Они тождественны, их различие условно. Наше обыденное сознание допускает наличие оппозиции рождения и уничтожения, постоянства и прерывности, тождества и различия, прихода и ухода. Но в просветленном сознании эта оппозиция снимается, поэтому постижение «восьми отрицаний» по сути представляет собой отражение просветленности сознания. Концепция «восьми отрицаний», т.о., была призвана разъяснить суть срединного пути через ломку стереотипов человеческого мышления, склонного рассматривать мир через призму бинарной оппозиции, и способствовать подготовке обыденного сознания к просветлению.
 
Литература:
Хань Тин-цзе. Цзи-цзан саньлунь сюань и цзяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзи-цзана). Пекин, 1987; Хуан Чань-хуа. Фо-цзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973; Ch’en K. Buddhism in China. A Historical Survey. Princ., 1964; Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. L., 1967; Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 152.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.