阿賴耶識 (санскр. алая-виджняна) сознание, хранилище. Важнейший термин буддийской философии (см.
Буддизм), обозначающий восьмое сознание в йогачаровской классификации сознания (см.
Ба ши).
В философии йогачаров для обозначения сознания использовалось несколько терминов: читта, виджняна, манас. Термин «читта» соответствовал китайскому термину
синь [1], «виджняна» — термину
ши [
4], «манас» — термину
и [
3]. Согласно О.О. Розенбергу, «различные названия элемента сознания — читта, манас, виджняна — выражают только различные тонкости анализа: читта — единая форма сознания, виджняна — тоже сознание, но рассмотренное с точки зрения его содержания, манас — сознание предыдущего момента» (Проблемы буддийской философии. Пг., 1918, с. 186). В текстах йогачаров нет однозначного определения алая-виджняны.
В Китае учение об алая-виджняне особенно тщательно разрабатывалось в школе
фасян (см.
Фасян-цзун), представляющей собой китайское ответвление йогачаров. Концепция алая-виджняны школы
фасян была разработана в сочинении
Сюань-цзана «Чэн вэй ши лунь» («Трактат об установлении только сознания»), где раскрывается троякий смысл понимания сознания как хранилища. С одной стороны, алая-виджняна — это хранилище, в к-ром сосредоточены все впечатления предыдущих семи сознаний — зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, манавиджняны, манаса. Эти впечатления хранятся в виде семян (
чжун цзы), из к-рых впоследствии «произрастают» внешние образы, воспринимаемые семью сознаниями. В этом смысле алая — это сознание, к-рое может хранить. С другой стороны, алая-виджняна как хранилище семян ни в коем случае не противопоставляется предыдущим семи сознаниям, а наоборот — зависит от предыдущих сознаний, к-рые являются своего рода поставщиками впечатлений, или семян. Поэтому она не мыслится как нечто внешнее по отношению к хранящимся в ней самой сознаниям, но сама является тем, что хранится. И наконец, алая-виджняна причастна к тому, что манас, или же седьмое сознание, создает иллюзию собственного «я». И если манас — это сознание, к-рое может создавать привязанность к собственному «я», то алая — это сознание, к-рое само привязано к собственному «я».
Подобного рода «многофункциональность» алая-виджняны породила различные толкования вплоть до противоположных: от ее отождествления с эмпирическим «я» до признания ее в качестве Абсолюта. В китайской школе
фасян алая-виджняна не является ни Абсолютом, ни абс. бытием в силу ее привязанности к эмпирическому «я». Однако при этом алая-виджняна не сводится к эмпирическому «я» ввиду ее способности быть сознанием-хранилищем. Алая-виджняна предстает как бытие, с одной стороны, порождающее феноменальные процессы, с другой — как бытие, тяготеющее к нирване или же истинно сущему — Абсолюту. Однако обе эти тенденции алаи ни в коей мере не пересекаются и мыслятся как параллельные друг другу. Это утверждение школы
фасян и йогачаров вызвало большие возражения со стороны других буддийских школ Китая, особенно
хуаянь-цзун и
тяньтай-цзун.
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерки ранней истории. М., 1987;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991;
Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995;
Хуан Чань-хуа. Фоцзяо гэ цзун да и (Основное содержание учений всех школ китайского буддизма). Тайбэй, 1973; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Т. 1–2. Пекин, 1980–1982;
Chen K. Buddhism in China. A Historical Survey. Princ., 1964;
Chatterjee A.K. The Yoga Chara Idealism. Delhi, 1987.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 150.