仙 «бессмертный». В китайской даосской и поздней народной мифологии разряд святых (ср.
сянь жэнь — «бессмертный человек»,
шэнь сянь — «божественный бессмертный»,
тянь сянь — «небесный бессмертный», «небожитель»). По мнению китайских ученых, представление о
сянь сложилось примерно в V–IV вв. до н.э. в царствах Ци (на полуострове Шаньдун) и Янь (район совр. Пекина) в результате трансформации веры в бессмертие души, поднимающейся в небо в момент сожжения трупа умершего. Согласно древнему преданию,
Чи-сун-цзы, напр., мог входить в огонь и сжигать себя, постоянно т.о. поднимаясь на гору
Куньлунь. Постепенно достижение состояния
сянь стало ставиться в зависимость от принятия снадобий растительного происхождения (из хризантемы, стоголовника и др.), минералов (
нефрита,
золота,
киновари), нек-рых древесных грибов и т.п., от особого типа физических и дыхательных упражнений, а также от ряда пищевых запретов и особых способов удержания спермы. Даосская система постепенного превращения человека в бессмертного отличалась от более ранних представлений о мгновенном переходе в состояние бессмертия при сожжении или разрубании тела.
Одновременно появляется и представление о
сянь как о святых отшельниках, живущих в глухих местах в гоpax и среди озер. По-видимому, значительно позднее рождается миф о
сянь, обитающих на горах (
Пэнлай и др.; см.
Ао), к-рые плавают в море, или на горе Куньлунь. В старинных даосских сочинениях называются 24 уединенных места (
чжи), гл. обр. горные приюты, где можно стать
сянь. Особенность жизни
сянь — их постоянные полеты на журавлях (
хэ [4];
сянь хэ — «журавль бессмертных»), умение мчаться на облаках. В даос. соч. «Юнь цзи ци цянь» («Семь грамот из Облачного хранилища») говорится о девяти
сянь, населяющих высшую сферу Тайцин (см.
Сань цин). Понятие
сянь включало в себя более древние представления о
шэнь жэнь («божественном человеке»-
шэнь [1]), о к-ром говорится в древних даосских трактатах (
«Чжуан-цзы», IV–III вв. до н.э.,
«Ле-цзы», IV в. до н.э. — IV в. н.э.).
Чжуан-цзы, напр., говорил о «божественном человеке» (или «божественных людях»): его кожа напоминает лед и снег, он не ест злаков, вдыхает ветер, пьет росу, ездит на облаках, управляя летающими драконами (
лун), и странствует за пределами Четырех морей (т.е. Китая). В ранних текстах на
сянь нередко переносились и нек-рые черты мифических первопредков, отсюда, напр., название
да жэнь («большой человек», «великан»), предания об огромных следах
сянь, напоминающие миф о том, как женщина из рода Хуасюй наступила на след великана и родила
Фу-си. В китайских народных преданиях и сказках образ
сянь функционально близок доброму волшебнику европейских сказок.
Сянь чаще всего имеет облик белобородого старца (реже старухи), предсказывающего судьбу, помогающего герою в безвыходной ситуации и мгновенно исчезающего. В изобразительном искусстве
сянь нередко изображается с атрибутами бессмертия или долголетия (чудодейственный гриб —
чжи [17], сосна, олень, журавль), с открытыми вислыми грудями и животом, распущенными волосами, босыми ногами и др. признаками свободы от мирской суеты и условностей. Образы
сянь известны китайской классической поэзии и поэзии сопредельных стран (Кореи, Вьетнама, Японии). В нек-рых буддийских памятниках даосское понятие
сянь использовалось для обозначения святых.
См. также
Ба сянь.
Источники: Тай-пин гуан цзи (Обширные записи годов Тай-пин). Т. 1. Пекин, 1959, с. 1–439.
Литература: Вэнь И-до. Шэнь сянь као (Разыскания о бессмертных) //
Он же. Шэньхуа юй ши (Мифы и поэзия). Пекин, 1957, с. 153–180;
Гу Цзе-ган. Шэнь сянь юй фан ши (Бессмертные и маги) //
Он же. Цинь Хань-ды фан ши юй жушэн (Маги эпох Цинь и Хань и коифуцианцы). Шанхай, 1955, с. 9–12;
Фу Цинь-цзя. Чжунго Дао-цзяо ши (История даосизма в Китае). Тайбэй, 1972, с. 3–8;
Wеrnеr Е.Т.С. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 167–69.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 594-595.