蓬莱, Пэнлайдао («остров Пэнлай»). В китайской даосской мифологии один из островов бессмертных (
сянь [1]; см. также
Сянь-сюэ), вариант даосского рая. Всего, по даосским верованиям, насчитывается 36 небесных пещер и 72 счастливые страны, к-рые рассматриваются как райская обитель. Среди них Пэнлай является самым знаменитым местом обитания бессмертных. Пэнлай именуется также Пэнлайшань (
шань — «гора»), гора-остров, плавающая в Восточном море или заливе Бохай. Название «Пэнлай» представляет собой, по-видимому, т.н. скользящий топоним, т.к. Пэнлай — название местности на полуострове Шаньдун (
пэн значит густая трава артемизия, а
лай — древний этноним, название племени, известного по надписям на гадальных костях, т.е. примерно с XIV в. до н.э.). Наиболее подробное описание Пэнлая содержится в трактате
«Ле-цзы», где рассказывается, что в бездне
Гуйсюй некогда плавали пять гор: Дайсюй, Юаньцзяо, Фанчжан, Инчжоу и Пэнлай. Окружность каждой из них — 30 тысяч
ли (
ли — ок. 0,5 км), плато на вершине — 9 тысяч
ли, горы отстоят друг от друга на 70 тысяч
ли. Все строения там из
золота и
нефрита, все звери и птицы белого (т.е. священного) цвета, деревья, на к-рых зреют жемчуг и белые драгоценные камни, растут кущами, плоды имеют удивительный аромат. Тот, кому довелось их отведать, не старел и не умирал. На островах жили бессмертные (
сянь). Однако острова носило по волнам, и это причиняло бессмертным беспокойство. Тогда бессмертные обратились с жалобой к
Шан-ди. Тот послал в море гигантских черепах (
ао), чтобы они держали горы на головах. Великан Лун-бо поймал на крючок шесть черепах, две горы — Юаньцзяо и Дайсюй унесло в северный океан, остались Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу. В Древнем Китае некоторые императоры снаряжали специальные экспедиции на поиски Пэнлая. Существовало представление о том, что Пэнлай и две др. горы издали напоминают тучи, когда люди приближаются к ним, горы-острова уходят под воду.
Литература: Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая, М., 1967, с. 85;
Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1987, с. 53–54.
Автор: Рифтин Б.Л.
В общемировоззренческой системе коррелятивного мышления местонахождение китайского Олимпа, мировой горы, земного рая и обители бессмертия посредством глобальных оппозиций «горы - воды» (шань - шуй), «запад - восток» (си - дун) трансформировалась в альтернативу
Куньлунь - Пэнлай (в пер. Л.Д.Позднеевой Приют Презревших Благо). Согласно мифу, отраженному в
«Хуйанань-цзы» (цз. 6) и «Ле-цзы» (гл. 5), Пэнлай – гора-остров не на крайнем западе среди горных массивов, а на крайнем востоке среди принимающей все мировые воды бездонной великой пучины
Гуйсюй. Ее поддерживают мироустроительные «исполинские черепахи» (цзюй ао; см.
Ао), также символически представляющие воду. Тут с противоположным пространственно-символическим образом связана и иная концепция бессмертия как «обмана природы» (дао цзи
盗机), т.е. противоестественного движения во времени не к старости и смерти, а к молодости и бессмертию, в пространстве не к западу (закату и увяданию), а к востоку (восходу и расцвету). По описанию
Сыма Цяня в цз. 28 «Фэн шань шу» («Трактат о жертвоприношениях Небу и Земле») из
«Ши цзи» («Исторические записки»), увлекшиеся этими даосскими идеями при посредничестве магов и шаманов из приморских царств Ци и Янь их правители циские Вэй-ван (378 - 343), Сюань-ван (342 - 324) и яньский Чжао-ван (311 - 279) начали «посылать людей в море на приски Пэнлая, Фанчжана и Инчжоу», но «когда посланные подходили к ним ближе, на них тут же обрушивалась беда, суда подхватывались ветром и отгонялись». Все правители желали до них добраться, тем более самообожествлявшиеся и жаждавшие эликсира бессмертия основатель китайской империи
Цинь Ши-хуан-ди (221 -210) и выдающийся ханьский император
Хань У-ди (141 – 87) продолжили снаряжать подобные экспедиции. Первый, сам опасаясь вступать на палубу, приказал отправить в путешествие специально отобранных мальчиков и девочек, очищенных постом, а второй, лично занимавшийся алхимической трансмутацией киновари (дань [3]). послал магов за обитателем Пэнлая
Ань Ци-шэном. Вместе Куньлунь и «горы-остова бессмертных (сянь шань), уплывшие в море на спинах исполинских черепах», а также инспирированные даоскими магами (дао ши, фан ши) попытки китайских императоров добраться до них были сатирически описаны Лу Синем в «старой легенде в новой редакции» (гуши синь бянь
故事新编) «Бу тянь»
补天 («Починка небосклона», 1922, рус. пер.: В.С.Колоколов, 1955). Ныне топоним Пэнлай присутствует на карте приморской пров. Шаньдун и о-ва Хайнань.
Источники: Лу Синь. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1955. Т. 3, с. 180 – 191; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Каталог гор и морей (Шань хай цзин)/Пер. Э.М.Яншиной. М., 1977, с. 108, 197; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 350, 454; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. II. М., 2001, с. 96, 395; Китайская народная картина няньхуа из собрания Гос. Эрмитажа. СПб., 2003, с. 128; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 553-554.