崑崙. В древнекит. мифологии священная гора, находившаяся где-то на западной окраине китайских земель. В основе мифов о Куньлунь лежит, видимо, представление о мировой горе.
Священная гора КуньлуньСчиталось, что Куньлунь имеет высоту 11 тыс.
ли 14
бу 1
чи и 6
цуней (более 7 тыс. километров), что из Куньлунь берет начало гл. река Древнего Китая — Хуанхэ. Путь к Куньлунь преграждали
Жошуй (Слабая вода) и огнедышащие горы. Куньлунь представляли как нижнюю столицу небесного правителя
Шан-ди (Верховного владыки). Там были висячие сады (
сюань-пу), нефритовый источник (
яо-шуй) с прозрачной водой, нефритовый пруд (
яо-чи). Согласно
«Шань хай цзину» («Канон гор и морей»), дух Лу-у (Дух холма?), управитель Куньлунь, имел туловище тигра, но человечье лицо, девять хвостов и тигриные лапы с когтями. Лу-у управлял девятью пределами неба и садами Шан-ди. Там же был и зверь-людоед
ту-лоу, похожий на четырехрогого барана; птица
цинь-юань, подобная пчеле, но величиной с утку (она несла смерть зверям и пернатым, стоило ей клюнуть дерево, и оно засыхало); птица
чунь (перепел), заведовавшая утварью Шан-ди; дерево
ша-тан (песочное), похожее на дикую грушу, но с плодами вроде сливы без косточек, съев которые человек получал способность не тонуть; трава, которая снимает усталость. По более поздним преданиям, там же росло дерево бессмертия, которое давало плоды — чудесные персики раз в тысячу лет, и другие волшебные деревья. В результате контаминации образов Шан-ди и
Хуан-ди появилось представление о Куньлунь как столице Хуан-ди, окруженной нефритовой стеной, с каждой стороны к-рой было по 9 колодцев и по 9 ворот. Внутри был дворец Хуан-ди, окруженный еще 5 стенами с 12 башнями. На самом высоком месте подле дворца рос чудесный рисовый колос, высотой в 4
чжана (ок. 12 метров).
Куньлунь считалась также местом обитания
Си-ван-му (Владычицы Запада) и бессмертных (
сянь [1]). В средневековых даос. легендах Куньлунь — земной рай (наряду с горой
Пэнлай). После распространения в Китае в первых веках н.э. буддизма представление о Куньлунь отчасти слилось с инд. представлениями о горе Меру. Куньлунь рассматривали также как место соединения неба и земли, где поочередно прятались солнце и луна. На самой вершине Куньлунь жил девятиголовый зверь, открывающий рассвет, —
Каймин-шоу.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая, М., 1987, указ.; Каталог гор и морей. Шань хай цзин. М., 2004;
Митараи Масару. Конрон дэнсэцуно кигэн (Происхождение преданий о Куньлуне) // Сигаку кэнкю кинэн ронсо (Хиросимский университет), 1950, № 10;
Мunke W. Die klassische chinesische Муthologie, StuttR., 1976;
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 235–236.
Автор: Рифтин Б.Л.
Согласно современному специалисту Ма Фэй-баю
马非白, в эпохи Цинь и Хань (III в. до н. э. – III в. н.э.) Куньлунь (Кунь, Куньшань, Чжуншань
钟山) локализовали на северо-западе в верховьях реки Нефритовых полей (Юйтяньхэ) одноименного уезда Юйтянь совр. Синьцзяна, где находится месторождение нефрита, поскольку гора, как следует, к примеру, из
«Хуайнань-цзы» (цз. 4), считалась обильным источником прекрасных драгоценных камней – нефрита, агата и малахита (цю-линь
球琳 лан-гань
琅玕), обозначение к-рых лан-гань соединилось с образом растущего на Куньлуне волшебного дерева фу-чан-шу с плодами, как нефрит, агат и жемчуг (лан-гань), охраняемого трехголовым человеком
Ли Чжу («Шань хай цзин», цз. 11). Отсюда возникло приведенное
Ван Чуном в «Лунь хэн» («Весы теорий», гл. 30) и Хуань Куанем в «Янь те лунь» («Суждения/спор о соли и железе», гл. 37) поверье, что там бросаются кусками нефрита, отгоняя сорок. Эта горная система в Синьцзян-Уйгурском авт. районе и пров. Цинхай до сих пор называется Куньлунем.
Согласно «Хуайнань-цзы» (цз. 4, 5), на разных высотах Куньлуня можно стать бессмертным (бу сы), чудесным духом (лин [1]) и божественным духом (
шэнь [1]), а на вершине расположено Верхнее небо (Шан тянь, см.
тянь [1]), где обитает Великий владыка/первопредок (Тай-ди). К западу от Куньлуня на 12 тыс. ли (ок. 5700 км) простирается управляемый владыками Запада
Шао-хао (Закатный свет) и
Жу-шоу (Собирающий плоды) «край бессмертия» (бу сы чжи е), где люди «глотают пневму» (инь ци
飲气) и живут в «золотых палатах» (цзинь ши
金室). В
«Ши цзи» Сыма Цяня в начале говорится о Куньлуне как территории на западной окраине, где обитают варвары жуны, а в конце как о фантастически высокой – в 2,5 тыс. ли (ок. 1200 км), постоянно освещенной солнцем или луной и дающей начало Хуанхэ горе, которой, однако, совершивший в 115 до н.э. поход к истокам этой реки Чжан Цянь
张骞 там не обнаружил. Хотя Сыма Цянь оговорился, что предпочитает воздерживаться от толкования сведений о чудесах из «Шань хай цзина», указанная в нем (цз. 11) высота Куньлуня в 10 тыс. жэней (ок. 8 км) гораздо реалистичнее. Согласно «Ши цзи» (цз. 28) Куньлунем называлась также башня в ритуальном комплексе
Мин тан (Пресветлый престол) у священной горы Тайшань.
По альтернативной версии местонахождения китайского Олимпа. мировой горы, земного рая и обители бессмертия, отраженной в
«Хуйанань-цзы» (цз. 6) и
«Ле-цзы» (гл. 5), конкурент Куньлуня Пэнлай – гора-остров не на крайнем западе среди горных массивов, а на крайнем востоке среди вод бездонной великой пучины
Гуйсюй. Ее поддерживают мироустроительные «исполинские черепахи» (цзюй ао, см.
Ао). Тут с противоположным пространственным образом связана и иная концепция бессмертия как «обмана природы» (дао цзи
盗机), т.е. противоестественного движения во времени не к старости и смерти, а к молодости и бессмертию, в пространстве не к западу (закату и увяданию), а к востоку (восходу и расцвету). Вдохновившиеся этими даосскими идеями самообожествлявшийся основатель китайской империи Цинь Ши-хуан-ди и выдающийся ханьский император
Хань У-ди (прав. 141 – 87) снаряжали экспедиции в поисках эликсира бессмертия именно в море на восток к горам-островам бессмертных (сянь шань
仙山). Вместе Куньлунь и «горы-остова бессмертных, уплывшие в море на спинах исполинских черепа», а также стимулированные даоскими магами (дао ши, фан ши) попытки китайских императоров добраться до них были сатирически описаны Лу Синем в «старой легенде в новой редакции» (гуши синь бянь
故事新编) «Бу тянь»
补天 («Починка небосклона», 1922, рус. пер.: В.С.Колоколов, 1955).
Источники:
Лу Синь. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1955. Т. 3, с. 180 – 191; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, указ.; Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь) / Пер. Ю.Л.Кроля. Т. I, II. М., 2001, указ.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I / Пер. Р.В.Вяткина, В.С.Таскина. М., 2001, указ. Т. IV / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, указ.; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, указ.
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.
Автор: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 488-490.