王充, Ван Чжун-жэнь
王仲任. 27, уезд Шанъюй обл. Куайцзи (Гуйцзи совр. пров. Чжэцзян), — ок. 97–107.
Ван ЧунКит. философ-энциклопедист, с радикально натуралистич. и рационально-критич. позиции осмысливший осн. достижения предшествующей филос. мысли разных направлений. Родился в незнатной бедной семье, учился в столичной Высшей школе (Тай сюэ) в Лояне и у Бань Бяо (отца Бань Гу). Был мелким чиновником, несколько раз уходил в отставку. Умер в нищете.
Его биография содержится в династийной истории Фань Е «Хоу Хань шу» («Книга о Поздней Хань», цз. 79). Единственное сохранившееся сочинение Ван Чуна — «Лунь хэн» («Взвешивание рассуждений») — построено на сопоставлении («взвешивании») конкурирующих филоc. взглядов (полный англ. пер.: A. Forke, 1907–1911; полный индекс: «Лунь хэн со инь», Пекин, 1994).
Осн. значение Ван Чуна в истории кит. философии состоит не столько в создании ориг. учения, сколько в выработке стиля философствования, отличающегося духом независимой критики и полемич. антиавторитаризма, а также постоянной апелляцией к эмпирич. данным обыденной жизни и естеств. наук (особенно астрономии и медицины). В традиц. классификациях Ван Чуна, несмотря на его близость к
конфуцианству, обычно относят к «эклектикам», или «энциклопедистам» (
цза-цзя). В его натурфилософии прослеживается влияние
даосизма (трактовка миропорядка — «небесного
дао» в категориях спонтанной «естественности» —
цзы жань и «недеяния» —
у вэй) и
иньян-цзя (универсальный дуализм сил инь–ян в духе воззрений, представленных в
«Чжоу и»). Этико-социальные взгляды Ван Чуна сложились под воздействием доктрин конфуцианства (идеология строго иерархизированного об-ва и гос-ва, регулирующего «[индивид.] природу» —
син [1] и чувства людей с помощью этико-ритуальной «благопристойности» —
ли [2] и «музыки»-юэ) и
легизма (признание законов —
фа [1] в качестве необходимого дополнения к «благопристойности» и отказ от принципа абс. приоритета «древности» — гу [2] перед современностью). Непосредственными предшественниками Ван Чуна, на идеи к-рых он опирался, были
Ян Сюн (I в. до н. э. — I в. н. э.) и Хуань Тань (I в. н. э.), a гл. объектами критики — школа
Дун Чжун-шу (II в. до н. э.) и оракуло-апокрифич. сочинения (чэнь вэй). В полемике с их телеологич. концепцией волевой деятельности Неба (
тянь [1]) и возможности обратного воздействия человека на ход природных процессов Ван Чун утверждал идею вневолевой спонтанности естеств. порядка вещей, что привело его к признанию полной детерминированности человеч. существования чисто природными факторами. Судьбу он трактовал как врожденно «предопределенную» (
мин [1]) неизбежность, отделяя от нее понятие этич. воздаяния (счастьем за добро и несчастьем за зло). Небо в онтологич. плане Ван Чун определял как бестелесное скопление газообразной «пневмы» (
ци [1]), а в космолог. плане — как «тело (
ти [1]), не являющееся пневмой» (в духовном смысле), что соответствовало астрономич. представлениям о «крышкообразном небе» (гай тянъ), имеющем вид твердой полусферы. Единство мира, по Ван Чуну, обусловлено универсальной динамичной субстанцией — «изначальной пневмой» (юань ци), которая представляет собой «эссенциальную (
цзин [3]) утонченность неба и земли» и лежит в основе самозарождения всех материальных и духовных явлений, различающихся степенью ее чистоты и густоты. Жизнь и психика, по Ван Чуну, присущи эссенциальному состоянию самой «пневмы». Эта концепция в наиболее развитой форме выражает представления и кoнфуцианцев (
Мэн-цзы), и даосов (
Чжуан-цзы) об универсальном характере «пневмы». Использованная Ван Чуном для опровержения религ. представлений о духах и достижении бессмертия аналогия между сгущением и рассеянием пневмообразований (вещей и людей) и превращением в лед и таянием воды стала популярной в кит. философии (особенно в
неоконфуцианстве, начиная с
Чжан Цзая, XI в.). В человеке «пневма» воплощается как несущая в себе неизменное предопределение «[индивидуальная] природа». Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн-цзы,
Сюнь-цзы и Ян Сюна) на «природу» человека, считая ее «доброй» (шань [2]) у людей c интеллектуальными и моральными качествами «выше среднего» уровня, «злой» (э) — у людей c интеллектуальными и моральными качествами «ниже среднего», доброй и злой — у «средних» людей, но отрицал, что «врожденное знание» (шэн чжи, син чжи) является фактором, определяющим различие типов людей. Психические способности человека, по Ван Чуну, коренятся в его кровеносной системе и определяются материальными условиями среды. Следуя концепции всеобщих трансформаций «Чжоу и», Ван Чун трактовал историю человеч. об-ва как циклическую смену господства «культуры» (
вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.
Источники:
Лунь хэн (коммент. Лю Пань-суй). Пекин, 1957; Лунь хэн цзяо ши. («Кри-тич. суждения и оценки», сверенный текст с пояснениями Хуан Хуя). Тайбэй, 1964; Пекин, 1990; Ван Чун (О небе, земле и естественности. О человеке и судьбе. О знании) / Вступ. ст. и пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. 1, ч. 1. М., 1969. С. 243–249; Лунь хэн. Главы из кн. 1, 2, 3, 11, 17, 18, 20, 26 / Вступ. ст. и пер. Т.В. Степугиной // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 253–319; Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы. М., 1994. С. 199–208; Forke A. (tr.) Lun Heng. Vol. 1-2. N.Y., 1962; Wang Chung. Kritickа pojednаni (Lun-cheng) / Pr. T. Poko-ra. Praha, 1971; Discussions critique (Lunheng) de Wang Chong / Tr. par N. Zufferey. P., 1997.
Литература:
Вяткин Р.В. Ван Чун и китайская историография // XI НК ОГК. Ч. 1. М., 1980; История китайской философии. М., 1989. С. 202–221; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 45–46; Кривцов В.А. Эстетические взгляды Ван Чуна // Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961; Лисевич И.С. Литературные взгляды Ван Чуна (27–100?) и Цао Пи (187–226) // ТПИЛДВ. М., 1976; Надо P.A. Ван Чун // Великие мыслители Востока. М., 1998. С. 88–93; Петров A.A. Ван Чун — древнекитайский материалист и просветитель. М., 1961; Се У-лян. Ван Чун чжэсюэ (Философия Ван Чуна). Шанхай, 1928; Тянь Чан-у. Ван Чун цзи ци Лунь хэн (Ван Чун и его «Взвешивание рассуждений»). Пекин, 1958; Чжэн Вэнь. Ван Чун чжэсюэ чутань (Введение в философию Ван Чуна). Пекин, 1958; Zufferey N. Wang Chong (27–97?). Connaissance, politique et vеritе en Chine ancienne. Berne, 1995.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 182-183.