明堂 «пресветлый престол», «зал просветления». Ритуальный зал, служивший в древнем Китае для приема правителем подданных. Именовался также
куньлунь по названию священной горы — обиталища небожителей. В китайской культуре понятие
мин тан осталось символом гармонии, миропорядка. В древности слово
тан (зал, храм) было синонимично понятию
мин [
3] (ясный, светлый); т.о., назв. подчеркивало характер
мин тан как места для инициации — «просветления», перехода в иное качество, причем инициация считалась исходящей от высшего начала и транслирующейся через правителя. Вероятно, первоначально
мин тан был священным местом моления Небу (
тянь [1]) и воплощал функцию медиации между Небом и Землей. По легендам, первый
мин тан, соотносимый в разных источниках либо с архаич. традицией легендарных первоимператоров (
Хуан-ди), либо с периодом Чжоу (XII/XI–III вв. до н.э.), представлял собой крытое соломой сооружение без стен, имевшее четыре выхода, с «квадратным основанием и круглым верхом» (символика сторон света, квадратной Земли и круглого Неба). Согласно гл. 31 («Мин тан вэй» — «Позиции на пресветлом престоле») конфуцианского канона
«Ли цзи»,там принимали помазание на правление («вогосударствлялись» —
го [
1]) правители уделов и вожди племенных союзов. Древнейшие упоминания о
мин тан содержатся также в
«Чжоу ли» и
«Хуайнань-цзы». В комплексе из пяти священных залов, расположенных по принципу девятеричного квадрата (см.
Цзин - вэй;
Хэ ту, ло шу;
Цзин тянь;
Цзю чоу),
мин тан занимал южн. позицию, что по кит. космологич. представлениям подчеркивало его главенство. Неоднократные попытки соорудить
мин тан предпринимались императорами в эпоху Хань (кон. III в. до н.э. — III в. н.э.), для чего придворные ученые получали задания представить государю соответствующий проект. Традиция их построения прослеживается до VI в., последующие упоминания о них сомнительны. Крупнейшие
мин тан размещались в Лояне и Чанъани (совр. Сиань), они неоднократно горели и отстраивались вновь. Остатки предположительно классич.
мин тан эпохи Хань найдены в южн. пригороде Сиани. Сооружение представляло собой ступенчатую прямоугольную постройку, окруженную рвом с водой, со сторонами свыше 200 м.
В
мин тан реализовывались космогонич. символика
инь–ян, «пяти элементов» (
у син), слияния небесного и земного начал, к-рые передавались с помощью особенностей архитектуры
мин тан, и нумерологической конструкции (см.
Сяншучжи-сюэ); последние содержались в текстах, посвященных
мин тан. Вероятно также, что построение
мин тан соотносилось с астрономич. объектами, в частности с созвездием
Большой Медведицы. В зале
мин тан правитель, чей образ сополагался с небесным началом, должен был осуществлять стяжение Неба и Земли, мира сакрального и людского, приводя т.о. вещи к гармонии. Мироустроительная функция
мин тан символически проявлялась, напр., в особом порядке размещения гостей-подданных в зале. В
мин тан съезжались правители уделов (
хоу [
3],
бо [
1],
цзы [
3],
нань [
2]), а также «варвары четырех сторон света», к-рые занимали строго определенные места в зале, соответственно «сторонам», откуда прибыли, лицом к правителю. В центре зала находился сам правитель и три князя (
гун [
2]; см.
Да тун;
Гун [1]).
Мироустроительная символика
мин тан оказала влияние на разработку ряда текстологич. и нумерологич. схем, воплощавших гармонию Поднебесной, на теорию акупунктуры, а также схемологию
тай цзи (Великого предела), «пяти элементов».
Литература: Блинова Е.А. «Пресветлый престол» (Мин тан) как пространственно-административная (землеустроительная) схема // XIX НК ОГК. Ч. 1. М., 1988;
Ван Го-вэй. Мин тан мяо цинь тун као (Общее исследование храмовых залов пресветлого престола) // Гуань-тан цзи линь (Собр. [соч. Ван] Гуань-тана). Кн. 1. Пекин, 1959, с. 123–144;
Ван Ши-жэнь. Хань Чанъань чэн наньцзяо личжи цзянь чжу (Ритуальная постройка эпохи Хань в южном предместье Чанъани) // Каогу. 1963, № 9;
Maspero Н. Le Ming-T'ang et la crise religieuse chinoise avaint les Han // Mélange chinoise et bouddhiques. Brux., 1951, vol. 9.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 342-343.