臨濟宗 «школа [патриарха] Линь-цзи». Одно из пяти направлений буддийской
чань школы, выделившихся из южн. ветви (
нань цзун)
чань в конце правления дин. Тан (618–907) и при Пяти династиях (907–960). Основана монахом по имени И-сюань, получившим известность как Линь-цзи — по названию монастыря в Чжэньчжоу (совр. Чжэньдин пров. Хэбэй), где находилась его школа.
Линьцзи-цзун начинает приобретать популярность в VIII–IX вв., а с середины Х в. становится ведущим направлением в чань-буддизме. Сохранилась до настоящего времени в Китае, Японии (школа риндзай сю), Вьетнаме и Корее. При патриархе Чу-юане в правление дин. Сев. Сун (960–1127) разделилась на две гл. ветви —
хуан лун и
ян ци.
Канонические тексты
линьцзи-цзун —
«Линь-цзи лу»,
«Лю цзу тань цзин» (см.
Хуй-нэн), а также осн. трактаты буддизма махаяны в традиции школ мадхьямиков (см.
Саньлунь-цзун) и йогачаров (см.
Буддизм). Опиралась на фундаментальные положения философско-психологического учения буддизма махаяны, интерпретируя их в русле учения о «внезапном просветлении» (
дунь у) южн. ветви
чань и делая акцент на «внезапном» выявлении «природы будды» (
фо син) в сознании человека «здесь и сейчас». Теоретически это обосновывалось концепцией «истинного человека без места» (
у вэй чжэнь жэнь), тождественного «истинному сознанию» (
чжэнь ши) всех будд и чаньских патриархов и всегда пребывающего, как утверждал Линь-цзи, в любом человеке. Поэтому для актуализации «истинного человека» необходимо в едином порыве спонтанного озарения отбросить все внутренние преграды на пути к «истинно-правильному просветлению», в том числе привязанность к таким сакральным понятиям, как «будда», «нирвана» (см.
Непань), «просветление» и др., не стремясь обрести нечто вне своего «первородного сознания» (
бэнь синь) и не совершая никаких искусственных усилий, направленных на «исправление» собственной природы. Применительно к практике психотренинга адептов
линьцзи-цзун это обусловило крайне жесткие и динамичные формы «шокового» воздействия на психику ученика, напр. внезапные удары палкой или кулаком и оглушительные восклицания «хэ!». Поэтому
линьцзи-цзун получила также известность как «школа кулака и палки», «школа палочных ударов и восклицаний „хэ!“». Характерной особенностью практики психотренинга было также решение парадоксальных задач (см.
Гун-ань), получившее широкое распространение при патриархах Юань-у (XI–XII вв.) и Да-хуй (кон. XI — XII в.).
Линьцзи-цзун оказала сильное влияние не только на др. направления в чань-буддизме, но и на идеологию и культуру средневекового Китая и др. стран Вост. Азии, сыграв особенно заметную роль в формировании культуры психич. деятельности дальневост. народов.
Автор: Абаев Н.В.
Источники: Original Teachings of Chinese Buddhism, selected from Transmis-sion of the Lamp / Tr. by Chang Chung-yuan. N.Y., 1969, p. 116–165.
Литература: Demiéville P. Les Entretiens de Lin-tsi // Hermès. P., 1970, vol. VII, p. 61–80; Yanagida Seizan. The Life of Lin-chi I-hsüan / Tr. by R.F. Sasaki // The Eastern Buddhist. N.S. 1972, № 2, p. 70–94.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
См. литературу к статье
«Линь-цзи лу».
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 305.