熊十力, Сюн Шэн-хэн, Сюн Цзы-чжэн.
Сюн Ши-ли04.01.1885, Хуанпу пров. Хубэй, — 23.05.1968, Шанхай. Философ, представитель
нового конфуцианства, буддолог, обществ. деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность
Сунь Ят-сена по «защите конституции», после провала этого движения обратился к изучению
буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста
Оуян Цзин-у. В 1922 начал преподавать в Пекинском ун-те учение буд. школы
вэйши (см.
Вэйши-цзун). На основании идей
вэйши и традиц. конф. мысли создал свою филос. систему — «новое учение о только сознании» (
синь вэйши-лунь, известно также как «новая йогачара»). В период Войны сопротивления Японии (1937–1945) вел исследовательскую и преподавательскую работу. В 1946 по распоряжению Чан Кай-ши получил за книгу «Ду цзин ши яо» («Основные наставления в чтении канонов») премию в 2 млн.
юаней, к-рую пожертвовал на нужды образования. После образования КНР был членом НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, в последние годы жизни подвергался политич. нападкам.
Система
синь вэйши-лунь ориентирована прежде всего на проблемы онтологии. Помимо доктрин буддизма махаяны она вобрала идеи
«Чжоу и» и
неоконфуцианства эпохи Сун (X–XIII вв.). Заметно также влияние Бергсона, Канта и Гегеля (хотя Сюн Ши-ли был знаком с зап. философией лишь в переводах). Следуя буд. традиции, он считал внеш. мир — «среду» (
цзин [
7]) и человеч. «сознание» (
ши [
4]) неразрывными, как неразрывны «дух» («сердце» —
синь [1]) и чувственно воспринимаемые объекты. В основе мира лежит бытие — «изначальная субстанция» («коренная телесность» —
бэнь ти), основание всех изменений, происходящих во Вселенной. Она абсолютна, единственна, неделима, пребывает вне пространства и времени. Идущая в
бэнь ти трансформация сводится к двум осн. процессам: «закрытию» (тенденция к интеграции) и «раскрытию» (тенденция к творч. индивидуализации). В ходе «закрытия» образуется закосневшее статичное производное — вещество-материя («вещи» —
у [3]). Параллельный процесс «раскрытия» образует духовное. Оно присуще всем вещам, разница лишь в степени «раскрытия»
бэнь ти, к-рая выше у человека. Эти две тенденции выступают как потенции
бэнь ти, реализующие взаимопревращение духа и материи.
Сюн Ши-ли подвергал критике буд. и зап. философию за разделение сущности (
бэнь ти) и явления (
сянь сян). Считал материю иллюзорной, т.к. мир находится в непрерывном изменении. Движение как целенаправленный процесс также иллюзорно, абсолютно лишь порождаемое
бэнь ти «изменение» (
бянь [
2]), к-рое немыслимо и концептуально невыразимо. В дальнейшем учение Сюн Ши-ли о неразрывности «среды» и «сознания» переросло в учение о «недвойственности основы и функции» (
ти юн бу эр). Выступал против спекулятивного «раздвоения» мира за счет абсолютизации сущности («основы» —
ти [
1]; см.
Ти–юн) и отрыва ее от существования («функции» —
юн [
2]), рассматривал «функцию» как проявление «основы», приписывая ей множественность и оформленность, а «основе» — абсолютность и отсутствие форм, причем проявление «функции» помимо «основы» полагал невозможным.
Задача человека — познать
бэнь ти через выявление в себе «изначального сердца» (
бэнь синь; см.
Синь [1]), к-рое отличается от основывающегося на опыте и ощущениях «приобретенного сердца» (
си синь).
Бэнь синь в основе интуитивно и иррационально, оно дает человеку сознание единства с мирозданием.
Си синь предоставляет возможность эмпирико-науч. освоения конкр. вещей. Обретается «изначальное сердце» посредством самосовершенствования человека, развития сознания, очищения его от ложных взглядов. Подобное толкование
бэнь синь восходит к учениям буд. школы
чань (см.
Чань школа) об «озарении» и неоконф. школы
синь-сюэ о «благом знании» (
лян чжи; см.
Ван Ян-мин). Сюн Ши-ли дал
бэнь синь конф. антропологич. трактовку, отождествив его с «гуманностью» (
жэнь [2]).
Положение о единстве сущности и явления Сюн Ши-ли распространил на учение о человеке. Осудил традиц. кит. мысль за одностороннее внимание к «внутр. мудрости» (
нэй шэн) в ущерб «внеш. царственности» (
вай ван), т.е. реальному выявлению внутр. нравственных ценностей, возможному лишь во внеш. действии. «Внеш. царственность» должна реализоваться через заимствование зап. способов организации политич. жизни. Несмотря на либеральные и демократич. идеалы, Сюн Ши-ли с тревогой относился к разрушению традиц. ценностей, сопровождающемуся умиранием «изначального сердца», что чревато утратой духа творч. способностей.
После 1949 Сюн Ши-ли продолжал исследование конф. учений в прежнем русле, интерпретируя их в духе антиавторитаризма, идей равенства, единства и свободы. Т.к. ученики Сюн Ши-ли
Тан Цзюнь-и и
Моу Цзун-сань стали крупнейшими фигурами новой конф. мысли Тайваня и Сянгана (Гонконга), влияние идей Сюн Ши-ли за пределами КНР намного сильнее, чем внутри страны.
Источники: Сюн Ши-ли. Вэйши-лунь гайлунь (Очерк учения о «только сознании»). Пекин, 1923;
он же. Синь вэйши-лунь (Новое учение о «только сознании»). [Б.м.], 1942 (переизд.: Пекин, 1985);
он же. Ду цзин ши яо (Основные наставления в чтении канонов). Чунцин, 1945;
он же. Ши-ли юй яо (Основные высказывания Ши-ли). Хубэй, 1949;
он же. Ши-ли юй яо чусюй (Первое продолжение к «Основным высказываниям Ши-ли»). Сянган, 1949;
он же. Юань жу (Начала конфуцианства). Т. 1–2. Шанхай, 1956;
он же. Ти юн лунь (Рассуждения об основе и функции). Шанхай, 1958;
он же. Мин синь пянь (Прояснение сердца). Шанхай, 1959.
Литература: Краснов А.В. Сюн Шили и судьбы конфуцианства в КНР // XXIV НК ОГК. Ч. 2. М., 1993;
Го Ци-юн. Сюн Ши-ли цзи ци чжэсюэ (Сюн Ши-ли и его философия). Пекин, 1985;
Tu Wei-ming. Hsiung Shih-li’s Quest for Authentic Existence // The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Camb., 1976; Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin // Malden. Oxf., 2002.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 410-411.