聖 совершенномудрый, великомудрый, (совершенная) мудрость/святость, совершенномудрие. Традиционное для китайской культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. Начертание иероглифа
шэн [
1] несет смысл почвенной укорененности (вариант — царственности) и коммуникации с миром, прежде всего с горними сферами (верхние графемы «ухо» и «рот»). Понятие
шэн [
1] фигурирует в словосочетаниях
шэн сянь (совершенномудрый/святой и достойный/мудрый),
шэн жэнь (совершенномудрый человек). В раннем
конфуцианстве «совершенномудрыми» признавались мифические и исторические правители древности —
Яо (по традиционной версии — 2356–2255 до н.э.),
Шунь (2255–2205 до н.э),
Юй (считается основателем династии Ся, 2205–2197 до н.э.; по совр. вычислениям, XXI в. до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан-Инь, 1766–1753 до н.э.; по совр. вычислениям — XVI в. до н.э.), а также полулегендарные
Вэнь-ван,
У-ван и
Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, XII или XI в. до н.э.). Ученики и почитатели
Конфуция уподобляют «совершенномудрым» его самого.
Мэн-цзы (IV–III вв.) прямо причислил Конфуция к «совершенномудрым [всех] времен», или «совершенномудрым, [делающим все] во благовремении» (
шэн чжи ши чжэ, «Мэн-цзы», V Б, 1). Впоследствии конф. традиция отнесла к числу
шэн жэнь и самого Мэн-цзы.
Согласно конфуцианству, «совершенная мудрость» реализуется гл.обр. в способнности к идеальному правлению, служащему «упорядочению/умиротворению/уравновешиванию» Поднебесной. «Совершенномудрый» осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы (см.
Сань цай) до своей кончины, физически оставаясь в сфере «(жизне)порождающих порождений/порождения жизни» (см.
Шэн шэн), гармонизирует эту сферу, распространяя на нее «благую силу»
дэ [1] Неба (
тянь [1]), к-рой проникнута его личность по предопределению (
мин [1]). В раннем конфуцианстве «совершенная», т.е. высшая, мудрость считалась, в русле учения Конфуция, врожденной.
Сюнь-цзы (кон. IV — III в.) декларировал возможность для любого «человека с улицы» стать «совершенномудрым человеком» (
шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования («Сюнь-цзы», гл. 23). Если в раннеконф. традиции понятие
шэн [
1] относилось исключительно к идеалу правителя, то в
неоконфуцианствеоно было сближено с понятием
цзюнь цзы (благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.
Другие течения кит. философии тоже оперировали понятием
шэн [
1]. Согласно взглядам
Мо Ди (V в. до н.э.) и его школы (
мо-цзя), «совершенномудрые» установили принципы жизни социума и создали ин-тут гос-ва, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому «почитание совершенномудрых» является одним из десяти гл. принципов учения Мо Ди. Легист
Хань Фэй (III в. до н.э.) в противовес конф. традиционалистскому толкованию «совершенной мудрости» назвал «новыми совершенномудрыми» реформаторов, опирающихся гл.обр. на собств. разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключит. вопросами управления (
«Хань Фэй-цзы», гл. 19). В
даосизме преобладало мнение, что ист. «совершенная мудрость» предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности», следование «недеянию» (
у вэй) и бесстрастию.
В ранних даос. трактатах IV–III вв. (
«Дао дэ цзин» и др.) «совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (
цзы жань) обеспечивающие единство соцального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма I тыс. н.э. понятие «совершенная мудрость» связано с идеей повышения онтологич. статуса человека, тем не менее совершенномудрые занимают не самую высокую ступень в иерархии даос. святости. Так, в девятеричной классификации личностей
«Тай пин цзина» («Канон Великого равновесия») ниже всех — «рабы», ступенью выше — «народ», еще выше — «добрые люди», потом — «мудрецы» и только потом — «совершенномудрые», выше них — «люди
дао», «бессмертные» (
сянь; см.
Сянь-сюэ), «истинные люди» (
чжэнь жэнь; см.
Чжэнь [1]) с «людьми-духами», или «святыми» (
шэнь жэнь; см.
Шэнь [1]), на вершине. В религ. даосизме «совершенномудрым» отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают «истинные люди» и «святые-бессмертные» (
шэнь сянь).
Источники:
Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973, указатель; Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990, указатель;
Литература:
Конфуцианство в Китае. М., 1982; Личность в традиционном Китае. М., 1992; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983;
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 628-629.