人生觀 жизнесозерцание, жизневосприятие, мировидение. Философское понятие, разработанное Чжан Цзюнь-маем на основе иррациональных теорий нем. философов-фихтеанцев Р. Эйкена, Х. Дриша и франц. интуитивиста А. Бергсона. Гл. предмет споров в ходе
дискуссии о науке и метафизике в нач. 20-х гг. XX в.
У Чжан Цзюнь-мая
жэньшэнгуань — философская дефиниция отношения между «я» (внутр. миром человека) и «не-я» (внеш. стороной вещей), подразумевающая дихотомию девяти ментальных и каузальных признаков: система большой семьи — система малой семьи; патриархат — равенство между полами; обществ. собственность — частная; «духовная» цивилизация — «материалистичная»; консерватизм — реформаторство; сотрудничество — индивидуализм и разобщенность; альтруизм — эгоизм; оптимизм — пессимизм; теизм — атеизм (политеизм) или пантеизм — монотеизм.
Т.о.,
жэньшэнгуань в интерпретации Чжан Цзюнь-мая близко к понятию mentalité — как отношение индивидуума к своему месту во Вселенной, как умственный инструментарий, «всякий продукт человеч. духа», чувственный мир человека, включающий его идеалы, убеждения, способы восприятия, осознания и изменения действительности.
Жэньшэнгуань основано на интуиции, непосредств. постижении истины без обоснования с помощью доказательств. Эзотерич. понятие
жэньшэнгуань противополагалось «науке» (
кэсюэ) как теории рационального познания, основанной на логике: первое субъективно, интуитивно, синтетично, индетерминировано и строго индивидуально; вторая объективна, логична, аналитична, каузативна и надындивидуальна. В более широком филос. и социально-историч. плане это противопоставление отражало, с одной стороны, тенденцию к признанию превосходства «духовной» культуры Востока (в частности, Китая) над «материалистичной» культурой Запада, а с другой — тезис о будущей мировой цивилизации как результате синтеза вост. («в качестве основы») и зап. («для практич. применения») систем ценностей.
Трактовка Чжан Цзюнь-мая оказала определенное воздействие на прочтение понятия
жэньшэнгуань в последующий период, обусловив тонкие смысловые различия совр. кит. филос. терминов
жэньшэнгуань (мировидение) и
шицзегуань (мировоззрение): первый в большей степени подразумевает отношение к внутр. миру человека, второй — взгляд индивидуума на свое место в мире.
Источники:
Чжан Цзюнь-май. Жэньшэнгуань (Жизнесозерцание) // Кэсюэ юй жэньшэнгуань (Наука и жизнесозерцание). Т. 1. Шанхай, 1923;
он же. Цзай лунь жэньшэнгуань юй кэсюэ бин да Дин Цзай-цзюнь (Еще раз о жизнесозерцании и науке: Ответ Дин Цзай-цзюню) // Там же.
Литература:
Белоусов С.Р. Поиски альтернативы развития Китая: традиционализм или модернизм // ПДВ. 1987, № 4.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 265.