Синология.Ру

Тематический раздел


Доюань жэньшилунь

多元認識論, жэньшилунь ды доюань лунь 認識論的多元論 — эпистемологический плюрализм. Гносеологическая концепция, разработанная в 30–40-е гг. XX в. Чжан Дун-сунем на основе кантианской теории априорности знания. Сделанный Чжан Дун-сунем акцент на разуме и рассудке (лисин) восходит помимо трансцендентализма Канта также к неоконфуцианству, теориям амер. философа, основателя совр. модальной логики К.И. Льюиса (особенно к его работе «Разум и мировой порядок», 1929), англ. логика и философа А.Н. Уайтхеда и англ. сторонника релятивистской космологии А.С. Эддингтона. Отрицая, что объективно существующий внешний мир является первичным и единственным источником познания, и утверждая, что всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, к-рый «вкладывает» их в природу, Чжан Дун-сунь соглашался в принципе с тезисом Канта о том, что для достижения истинного знания необходим синтез чувственного созерцания с категориями рассудка, условием чего является единство человеческого сознания. Однако он добавлял, что осн. составляющими знания надо считать «порядок», «категорию», «постулат» и «концепцию». В чувственном опыте эти четыре элемента взаимосвязаны, образуя в комбинации то, что Кант называл «феноменом». Тем не менее, несмотря на взаимозависимость, каждый из назв. элементов имеет свой источник и ни при каких обстоятельствах не может превратиться в др. элемент или комбинацию др. элементов. Признавая эклектич. характер своего гносеологич. синтеза, Чжан Дун-сунь настаивал, что при интеграции различных элементов чужих теорий в общую стройную систему «его тезис тем не менее оригинален». Концепция эпистемологического плюрализма Чжан Дун-суня оказала определенное влияние на часть молодого поколения китайских философов, стимулировала рост их интереса к новейшим учениям и сказалась на трактовке понятий «свобода» и «демократия» в рамках созданной Чжан Дун-сунем совместно с Чжан Цзюнь-маем концепции «государственного социализма».
 
Источники:
Чжан Дун-сунь. Жэньшилунь (Теория познания). Шанхай, 1934; он же. Доюань жэньшилунь чуншу (Еще раз о плюралистич. гносеологии) // Ху Ши и др. Чжан Цзюй-шэн сяньшэн циши шэнжи цзинянь луньвэнь цзи (Сборник статей в честь 70-летия со дня рождения г-на Чжан Цзюй-шэна). Шанхай, 1937; Сысян, юйянь юй вэньхуа (Мышление, язык и культура) // Шэхуйсюэ цзе (Общественные науки). Пекин, 1938; Чжиши юй вэньхуа (Знание и культypa). Шанхай, 1946 (переизд.: Сянган, 1968); Лисин юй миньчжу (Разум и демократия). Шанхай, 1946 (переизд.: Гонконг, 1968); ChangTung-sun. A Chinese Philosopher's Theory of Knowledge // A Review of General Semantics. 1952, vol. 9.
 
Литература:
Белоусов С.P. Китайская версия «государственного социализма» (20–40-е гг. XX в.). М., 1989; Е Цин (Жэнь Чжо-сюань). Чжан Дун-сунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дун-суня). Шанхай, 1934; Чжань Вэнь-ху. Чжан Дун-сунь ды доюань жэньшилунь цзи ци пипин (Плюралистическая гносеология Чжан Дун-суня и ее критика). Шанхай, 1936.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 249.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.