Синология.Ру

Тематический раздел


Хуаянь-цзун

華嚴宗 школа цветочной гирлянды, или фазце-цзун – школа дхармадхату (мира дхарм-фа [1]). Одно из ведущих и наиболее философски ориентированных направлений китайского буддизма. Свое учение основывает на индийской «Аватамсака сутре» (кит. «Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»), частично сохранившейся в Индии под названием «Гандавьюха сутра» и в первый раз (из трех) переведенной в 60 цзюанях (главах) ок. 420 Буддхабхадрой (Фотобатоло, 359 – 429). Особо важной признается гл., обычно называемая «Жу фа цзе пинь» («Глава о вступлении в дхармадхату»). В хуаянь-цзун почитаются также «Махапаринирвана сутра» («Да бо непань цзин» — «Сутра паринирваны») и «Махаяна шраддходпада шастра» («Да шэн ци синь лунь» — «Шастра о пробуждении веры в махаяну»).
 
Основателем хуаянь-цзун традиционно считается Ду-шунь (VI–VII вв.), автор трактата «Хуа янь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] “Хуа янь [цзин]”»; рус. пер.: Л.Я.Янгутов, 1982), 2-м патриархом — Чжи-янь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан  (VII — нач. VIII в.). Ему наследовал Дэн-гуань, преемником которого стал Цзун-ми (VIII–IX вв.). После него начинается длительный упадок школы. Однако еще несколько столетий она оставалась основной «доктринальной» (цзяо) буддийской школой, по влиянию уступая лишь школам «созерцательного» (чань) характера, уделявшим особое внимание религиозной практике и использованию методов психотехники. Хуаянь-цзун не имеет инд. аналога. Для нее характерен интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.
 
В учении хуаянь-цзун сочетаются положения двух ведущих направлений классич.  буддизма  —  мадхьямики  (см. Саньлунь-цзун) и виджнянавады (см. Вэйши-цзун). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об «истинной реальности», существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхуттататхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями хуаянь-цзун инд. доктрины татхагатагарбхи (кит. жулай цзан — «вместилище [лоно] так приходящего», т.е. будды) — абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (санскр. алайя-виджняна, кит. алайе ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджнянаваде. Татхагатагарбха рассматривается в качестве единого «я» всего сущего.
 
На основе этой доктрины мыслители хуаянь-цзун разработали оригинальное холистическое учение о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и вещей/дел» (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум, все элементы — дхармы (фа [1]) — к-рого образуют одно целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в сочинениях хуаянь-цзун часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности в них отражается. Используя понятие «принцип» (ли [1]), разработанное философами школы сюань-сюэ, мыслители хуаянь-цзун описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние «единого сознания» (и синь; см. Синь [1]) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши [3]), также являющимися аспектами «единого сознания», в котором «все сущее едино».  Хуаянь-цзун  предполагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань («десять сокровенных»), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунь хуй). Хуаянь-цзун рассматривала свое учение как высшее и совершенное — «единственную колесницу» (и шэн) буддизма. Доктрины всех других буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.
 
В рамках хуаянь-цзун возникали различные направления. Так, в XI в. монахом Кун Цин-цзюэ была создана школа белого облака (байюнь-цзун, по названию монастыря Байюнь-ань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей — «колесницей Будды» — провозглашалась школа хуаянь) и придерживавшаяся принципа «единства трех учений» (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась императорскими указами.
 
Взгляды хуаянь-цзун оказали значительное влияние на формирование неоконфуцианского (см. Неоконфуцианство) учения о соотношении «принципа» и «пневмы» (ли [1]ци [1]) и на разработку ряда других филос. проблем. Учение хуаянь-цзун проникло в Корею (VII в., школа хваом) и Японию (VIII в., школа кэгон сю).
 
Источники:
Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998;
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 237–252; Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосиб., 1982; Фан Дун-мэй. Хуаянь-цзун чжэсюэ (Философия школы хуаянь). Тайбэй, 1981; Сhan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park–L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansan–N. Y., [1974]. Cleary Th. Entry into the Inconceivable: An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 493-494.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.