華嚴宗 школа цветочной гирлянды, или
фазце-цзун – школа дхармадхату (мира дхарм-
фа [1]). Одно из ведущих и наиболее философски ориентированных направлений китайского
буддизма. Свое учение основывает на индийской «Аватамсака сутре» (кит. «Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»), частично сохранившейся в Индии под названием «Гандавьюха сутра» и в первый раз (из трех) переведенной в 60 цзюанях (главах) ок. 420 Буддхабхадрой (Фотобатоло, 359 – 429). Особо важной признается гл., обычно называемая «Жу фа цзе пинь» («Глава о вступлении в дхармадхату»). В
хуаянь-цзун почитаются также «Махапаринирвана сутра» («Да бо непань цзин» — «Сутра паринирваны») и «Махаяна шраддходпада шастра» (
«Да шэн ци синь лунь» — «Шастра о пробуждении веры в махаяну»).
Основателем
хуаянь-цзун традиционно считается
Ду-шунь (VI–VII вв.), автор трактата «Хуа янь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] “Хуа янь [цзин]”»; рус. пер.: Л.Я.Янгутов, 1982), 2-м патриархом — Чжи-янь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение
Фа-цзан (VII — нач. VIII в.). Ему наследовал Дэн-гуань, преемником которого стал
Цзун-ми (VIII–IX вв.). После него начинается длительный упадок школы
. Однако еще несколько столетий она оставалась основной «доктринальной» (
цзяо) буддийской школой, по влиянию уступая лишь школам «созерцательного» (
чань) характера, уделявшим особое внимание религиозной практике и использованию методов психотехники.
Хуаянь-цзун не имеет инд. аналога. Для нее характерен интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.
В учении
хуаянь-цзун сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма — мадхьямики (см.
Саньлунь-цзун) и виджнянавады (см.
Вэйши-цзун). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об «истинной реальности», существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхуттататхата, кит.
чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями
хуаянь-цзун инд. доктрины татхагатагарбхи (кит.
жулай цзан — «вместилище [лоно] так приходящего», т.е. будды) — абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (санскр. алайя-виджняна, кит.
алайе ши,
цзан ши), к-рое считается исходным в виджнянаваде. Татхагатагарбха рассматривается в качестве единого «я» всего сущего.
На основе этой доктрины мыслители
хуаянь-цзун разработали оригинальное холистическое учение о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и вещей/дел» (
ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум, все элементы — дхармы (
фа [1]) — к-рого образуют одно целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в сочинениях
хуаянь-цзун часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности в них отражается. Используя понятие «принцип» (
ли [1]), разработанное философами школы
сюань-сюэ, мыслители
хуаянь-цзун описывали совершенное, нирваническое (см.
Непань) состояние «единого сознания» (
и синь; см.
Синь [1]) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (
ши [
3]), также являющимися аспектами «единого сознания», в котором «все сущее едино».
Хуаянь-цзун предполагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу
ши сюань («десять сокровенных»), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см.
Лунь хуй).
Хуаянь-цзун рассматривала свое учение как высшее и совершенное — «единственную колесницу» (
и шэн) буддизма. Доктрины всех других буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.
В рамках
хуаянь-цзун возникали различные направления. Так, в XI в. монахом Кун Цин-цзюэ была создана школа белого облака (
байюнь-цзун, по названию монастыря Байюнь-ань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей — «колесницей Будды» — провозглашалась школа
хуаянь) и придерживавшаяся принципа «единства трех учений» (см.
Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась императорскими указами.
Взгляды
хуаянь-цзун оказали значительное влияние на формирование неоконфуцианского (см.
Неоконфуцианство)
учения о соотношении «принципа» и «пневмы» (
ли [
1]
– ци [1]) и на разработку ряда других филос. проблем. Учение
хуаянь-цзун проникло в Корею (VII в., школа хваом) и Японию (VIII в., школа кэгон сю).
Источники: Цзун-ми. Чаньские истины / Пер. Е.А.Торчинова, К.Ю.Солонина. СПб., 1998;
Литература: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 237–252;
Янгутов Л.Е. Философское учение школы хуаянь. Новосиб., 1982;
Фан Дун-мэй. Хуаянь-цзун чжэсюэ (Философия школы хуаянь). Тайбэй, 1981;
Сhan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park–L., 1971;
Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. Kansan–N. Y., [1974].
Cleary Th. Entry into the Inconceivable: An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 493-494.