正一道 путь истинного/правильного единства. Первое организованное направление религиозного
даосизма.
Согласно даос. преданию, школа
чжэн и была создана святым Чжан Дао-лином (Лином): в 142 или 145 обожествленный
Лао-цзы (Лао-цзюнь) якобы явил ему откровение и назначил своим наместником на земле с титулом «Небесного наставника» (
тянь ши). В роду Чжан этот сан до настоящего времени передается по наследству. К кон. II в.
чжэн и представляла собой многочисленную религ. орг-цию, распространившую влияние на значит. часть пров. Сычуань (Юго-Зап. Китай). Ослабление центр. власти в ходе восстания Желтых повязок (184) позволило 3-му «Небесному наставнику» — Чжан Лу (ум. ок. 220) создать на территории совр. пров. Сычуань независимое теократич. гос-во. В 215 он признал власть Цао Цао, военачальника империи Вост. Хань (25–220), после ее падения основавшего династию Вэй (220–279). В III в. учение
чжэн и широко распространилось в Сев., а в IV в. и Южн. Китае. В XII в. императоры династии Сун (960–1279) объявили резиденцией «Небесных наставников» гору Лунхушань (в пров. Цзянси) и предоставили этой территории политич. автономию, фактически просуществовавшую до образования КНР. К XII–XIII вв. относится окончательное утверждение названия
чжэн и в качестве офиц. До этого школа обычно именовалась
тянь ши [
дао] ([путь] Небесных наставников), а при династии Вост. Хань —
у доу ми [
дао] ([путь] пяти мер риса), поскольку все ее члены платили ритуальный налог в пять мер (
доу) риса, к-рый в глазах верующих был залогом накопления сокровищ на небесах, в созвездиях «пяти ковшей» (
у доу), главным из к-рых был Северный ковш (
бэй доу) – Большая Медведица. После образования КНР в 1949 63-й «Небесный наставник» эмигрировал на Тайвань, где и сейчас находится резиденция его преемника.
Чжэн и оказывает существенное влияние на идеологич. ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде.
В центре религ. практики этой школы — совершение общинных богослужений (
цзяо), призванных «обновить» силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы
чжэн и имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность религ. космологии, согласно к-рой вселенной управляют три пневмы (
сань ци; см.
Ци [1]): «сокровенная/таинственная» (
сюань; см.
Сюань-сюэ), «изначальная» (
юань) и «первоначальная» (
ши), порождающие небо, землю и воду. Вся эта триада сфер управляется «небесной бюрократией» из «трех чиновников» (
сань гуань), с культом к-рых связаны три общинных праздника в нач., сер. и последней трети года, включенные в цикл 24 пневм солнечного года и называемые праздниками «трех начал» (
сань юань). Три временные стадии «трех начал» также соотносятся с головой, грудью и животом в человеч. теле; к частям и функциям тела привязаны и 24 пневмы в качестве космич. энергий. Аналогич. образом строилась и организационная структура движения. Ее возглавляли Три Наставника, или три поколения Небесных наставников из рода Чжан, называвшиеся
тянь ши,
сы ши и
си ши. Уникальную роль в движении играли женщины, к-рые могли быть высокопоставленными священнослужителями. По-видимому до Х в. практиковались ритуальные соития, именовавшиеся «гармонией пневм» (
хэ ци). Доктрина
чжэн и изложена в четвертом (дополнительном) разделе собр. даос. текстов
«Дао цзан»: «Чжэн и бу».
Литература: Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970, с. 261–266;
Торчинов Е.А. Даосская утопия в Китае на рубеже древности и средневековья (II–VI вв.) // Китайские социальные утопии. М., 1987;
он же. Даосизм. СПб., 1998, с. 253–268 и др.;
Schipper K.M. The Taoist Body // HR. 1978, vol. 17, № 3–4;
id. Vernacular and Classical Ritual in Taoism // Journal of Asian Studies. 1985, vol. 45;
Stein R. Remarques sur le mouvements du taoïsme politico-religieux du II-e siecle ap. J.C. // T’P. 1977, vol. 63, № 1.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 600.