диалектное звучание имени Сунь И-сянь, в Китае чаще упоминается под именем Сунь Чжун-шань
孫中山, псевд. Сунь Вэнь
孫文. 12.11.1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) пров. Гуандун, — 12.03.1925, Пекин; похоронен в Нанкине.
Сунь Ят-сен Обществ. деятель, революционер, мыслитель, первый президент Китайской Республики. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский ин-т в Сянгане (Гонконге, 1892). В 1894 создал революц. организацию Синчжунхуй («Союз возрождения Китая»), ставившую целью свержение маньчж. дин. Цин. После неудачного вооруж. выступления 10.01.1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Зап. Европе; разрабатывал планы вооруж. выступлений, добивался консолидации антиманьчж. сил, в т.ч. стремился получить поддержку кит. тайных об-в за рубежами Китая. В 1905 в Токио создал революц. организацию Тунмэнхуй («Объединенный союз»), руководившую в 1905–1911 антиманьчж. выступлениями в различных районах Китая, в т.ч. Учанским восстанием 10.10.1911, положившим начало Синьхайской революции (1911-й — год
синьхай по традиц. кит. календарю).
В конце дек. 1911 возвратился из эмиграции и был избран первым временным президентом Китайской Республики (приступил к выполненню обязанностей 01.01.1912). 01.04.1912 был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю — лидеру бэйянских (северокит.) милитаристов. Преобразовал Тунмэнхуй в Нац. партию (Гоминьдан), а в период диктатуры Юань Ши-кая создал в эмиграции (Япония, 1914) Китайскую революц. партию (Чжунхуа гэминдан). В 1917–1918 возглавлял южнокит. правительство в Гуанчжоу. 07.04.1921 на чрезвычайной сессии парламента в Гуанчжоу был избран президентом Китайской Республики. В 1923 обратился к пр-ву СССР с просьбой направить в Гуанчжоу военных и гражд. советников. При участии сов. советников и кит. коммунистов в 1924 реорганизовал Гоминьдан, ставший коалицией политич. сил, объединившихся на антифеодальной, антиимпериалистич. платформе. Положил начало политич. курсу, в марксистской историч. лит-ре известному как «три осн. политич. установки»: союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабочих и крестьян.
В обл. философии Сунь Ят-сен особое внимание уделял проблеме соотношения «знания и действия» (
чжи–син): вначале разделяя мнение
Ван Ян-мина о «совпадающем единстве знания и действия», впоследствии выработал собств. концепцию — «действие легко, знание трудно» (
син и чжи нань), подняв статус знания выше предела, возможного для конф. традиции. Это стало следствием знакомства Сунь Ят-сена с зап. мыслью, в данном случае — с традицией платонизма. Дал гносеологич. истолкование этапам развития человечества: первый — люди «не знали и действовали»; второй — «действовали и затем уже знали»; третий — «знают и затем действуют». Отождествлял фундамент. категорию кит. философии
тай цзи («Великий предел») с зап. понятием «эфир» (
итай), в к-ром видел творящий хаос, порождающий материю и космич. тела. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении окружающей человека природы, выделил в эволюции Вселенной три этапа: «[неживой] материи» (
у чжи), «[живых] организмов» (
у чжун) и «человечества» (
жэнь лэй). Человеч. сознание рассматривал как некий итог развития «жизненного начала», «жизненного элемента» (
шэн юань), подразумевая под ним биологич. клетку и в духе неовитализма наделяя ее «чувством и сознанием». В то же время в русле доктрины англ. дарвиниста Т. Гексли отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеч. об-во, противопоставлял социальный прогресс, основанный на «всеобщем законе» (
гун ли) и «благосмыслии» (
лян чжи), естеств. процессу. Отсюда резкое отрицание им марксистского тезиса о классовой борьбе. Взгляды Сунь Ят-сена на обществ. прогресс как результат сотрудничества и взаимопомощи сформировались под ощутимым воздействием идей амер. экономиста Г. Джорджа о всеобщей ассоциации и всеобщем равенстве. Вместе с тем социально-политич. построения Сунь Ят-сена, подкреплявшие его политич. программы, создавались на самобытной основе.
Источники:
Сунь Чжун-шань. Гофу цюаньшу (Полн. собр. соч. Отца государства). Тайбэй, 1970; Сунь Чжун-шань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ят-сена). Т. 1–5. Пекин, 1981–1985;
Сунь Ятсен. Избранные произведения. 2-е изд., испр. и доп. М., 1985
. Литература:
Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.). М., 1984;
Делюсин Л.П. Спор о социализме. Из истории общественно-политической мысли Китая в начале 20-х годов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1980;
Ефимов Г.В. Сунь Ятсен: поиск пути, 1914–1922. М., 1981;
Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900–1917 гг.). М., 1972;
Кузьмин И.Д. Конфуцианство и эволюция идеологии Гоминьдана: Сунь Ятсен, Дай Цзитао, Чан Кайши. Л., 1975;
Меликсетов А.В. Социально-экономические взгляды Сунь Ятсена: происхождение, развитие, сущность // Китай: государство и общество. М., 1977;
он же. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927–1949). М., 1977;
Сенин Н.Г. Общественно-политические и философские взгляды Сунь Ятсена. М., 1956; Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987;
Сухарчук Г.Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Гоминьдана первой половины XX в. М., 1983;
Титаренко М.Л. Сунь Ятсен о социальном прогрессе // ПДВ. 1987, № 2;
Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;
Ван Цзюэ-юань. Миньшэн чжэсюэ шэньлунь (Философское содержание принципа народного благосостояния). Тайбэй, 1972;
Сяо Вань-юань. Сунь Чжун-шань чжэсюэ сысян (Философские взгляды Сунь Чжун-шаня). Пекин, 1981;
Bruce R. Sun Yat-sen. L., 1969;
Hensman Ch.R.Y. Sun Yat-sen. L., 1976;
Schiffin H.L. Sun Yat-sen, Reluctant Revolutionary. Boston–Toronto, 1980;
Wu J.C.H. Sun Yat-sen: The Man and His Ideas. Taibei, 1971.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.397, 399.