良知 благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть). Термин кит. философии, гл.обр.
конфуцианства , представляющий знание субъект-объектно: как благое, аксиологически максимально высоко стоящее и одновременно имеющее своим адекватным предметом благо. Впервые встречается у
Мэн-цзы в сочетании с парным термином
лян нэн («благомочие»): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи [2]) без рассуждения (люй [2]), это его благосмыслие. Среди грудных детей нет не знающих любви к своим родителям» («Мэн-цзы», VII А, 15).
Первый комментатор «Мэн-цзы» Чжао Ци трактовал иероглиф лян [1] в сочетании лян чжи как показатель превосходной степени («очень»), что обусловливает понимание определяемого им чжи как высшего знания. Согласно же
Чжу Си , лян [1] — сущностная (врожденная) доброта (бэнь жань чжи шань), и, следовательно, лян чжи — исконное знание добра.
В
неоконфуцианстве Чжан Цзай (XI в.) первым акцентировал внимание на термине лян чжи, призванном выражать понятие внечувственного интуитивного постижения. Присущий лян чжи признак благодатности он зафиксировал прямым определением посредством категории «благодать» (
дэ [1]): «Подлинное и ясное знание — это небесно-благодатное (тянь дэ) благосмыслие, а не ничтожные знания (сяо чжи) от услышанного и увиденного» («Чжэн мэн», гл. 6).
Наивысшее развитие понятие лян чжи получило в максимально ориентированной на внутр., априорные, интуитивные формы познания философии
Ван Ян-мина (XV–XVI вв.), в к-рой оно стало формантом одной из трех ее гл. концепций — «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) и в дальнейшем ассоциировалось в первую очередь именно с нею. Ван Ян-мин, не отказываясь от употребления термина лян нэн, синтезировал несомое им понятие с лян чжи: «Благосмыслие — это то, что Мэн-цзы называл утверждающим и отрицающим сердцем. Все люди обладают им. Утверждающее и отрицающее сердце знает вне зависимости от рассуждения и может вне зависимости от научения. Поэтому и называется благосмыслием». Такое понятийное сопряжение, призванное выразить единым термином идею единства знания, оценки, чувства и действия, показывает, что лян чжи у Ван Ян-мина выступает в качестве эквивалента лян синь (благосердие, совесть) или бэнь синь (исконносердие, врожденное сознание, совесть) у Мэн-цзы («Мэн-цзы», VI А, 8, 10). Лян чжи у Ван Ян-мина явилось своеобразным заместителем понятия «сердца» (
синь [1] — душа, сознание, психика), прямо указывающим на сущностную благостность человеч. души и вместе с тем имеющим ту же широту смыслового диапазона: благосмыслие — это и душа, и дух, и познание, и знание, и чувства, и воля, и сознание, и даже подсознание. Эта универсальность лян чжи конкретизируется как самородность и беспредпосылочность, т.е. солнцеподобная светоносность; тождественность самому Небу и обладание небесными принципами (
ли [1]) и законами (цзэ); тождественность всеохватной «великой пустоте» (тай сюй; см.
Сюй) и
дао ; вечность и надындивидуальность, схожесть со всеобъемлющим разумом Будды, лежащим в основе «взаимоподобия сердечных печатей», т.е. трансперсональной духовности, «безъяйность» и неэгоистичность, представляющая собой истинное «я» (чжэнь у); общечеловечность и личностная интимность, саморефлективность и ситуативная адекватность, способность правильно определять все познавательные, волевые, чувственные и поведенческие функции человека.
На рубеже XIX и XX вв., в эпоху заката традиц. конф. философии, нек-рые ее представители пытались уточнить понятие лян чжи путем идентификации с категориями др. филос. традиций.
Чжан Бин-линь предложил его буд. интерпретацию, отождествив с «бодхи» (бэнь цзяо — врожденное сознание), а
Лян Ци-чао использовал для передачи кантовского понятия чистого практического разума.
В современном языке лян чжи обозначает интуицию.
Источники:
Аю Цзун-чжоу. Лян чжи шо (Изъяснение благосмыслия) // Лю-цзы цюань шу (Полное [собрание] произведений учителя Лю [Цзун-чжоу]). Цз. 8. [Б.м.], 1822, л. 24б–26а.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 198–220; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 331–332; Моу Цзун-сань. Чжи ды чжицзюэ юй Чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и китайская философия). Тайбэй, 1971; Ни Си-бао. Лян чжи шо (Учение о лян чжи) // Госюэ цзачжи. 1915. T. 1, № 3; Chang C. Chinese Intuitionism // PEW. 1960. Vol. 10. № 1; idem. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. № 2.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 335-336.