良能 благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт). Термин кит. философии, гл. обр.
конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеч. природы. Впервые встречается у
Мэн-цзы в сочетании с парным термином лян чжи (благосмыслие): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи [2]) без рассуждения (люй [2]), это его благосмыслие» («Мэн-цзы», VII А, 15).
В рамках выдвинутой Мэн-цзы концепции исконно благой человеч. природы термин лян нэн обозначал ее исходные поведенч. импульсы, вроде стремления ребенка к матери. Однако здесь не было проведено различие между чисто человеч. формой поведения и животным инстинктом, «врожденной способностью» (бэнь нэп), что явствует из стандартного определения лян в комментарии
Чжу Си как «врожденной доброты» (бэнь жань чжи шань).
Впоследствии неоконфуцианцы (см.
Неоконфуцианство) взялись за выявление духовной сущности лян нэн. Стоявший у истоков этого движения
Чжан Цзай утверждал, что «дух (
шэнь [1]) и превращение (хуа) — это небесное (
тянь [1]) благомочие» («Чжэн мэн», гл. 4), к-рое вместе с благосмыслием пронизывает и одухотворяет «мутную материю» чувственных образов (там же, гл. 17).
Эта тенденция идентифицировать лян нэн с высшими морально-психич. и духовно-интеллектуальными функциями, связанная с возможностью понимать данный термин в смысле «высшая благодатная способность», свое максимальное развитие получила в учении
Ван Ян-мина, синтезировавшего лян нэн с лян чжи в концепции «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи).
В современном языке лян нэн обозначает инстинкт.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 198–220; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.
См. также лит-ру к ст.
Лян чжи.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 330-331.