Синология.Ру

Тематический раздел


И-син

一行, И-синИ-синсветское имя Чжан Суй 張遂. 683, окр. Вэйчжоу, уезд Чанлэ, совр. уезд Наньлэ пров. Хэнань, – 727.  Астроном, математик, буд. монах. Был внуком правителя удела Сян. Под кон. жизни стал астрономом при имп. дворе. И-син разработал календарь Да-янь (Великое расширение), введенный в 728 и описанный в кн. «Да-янь-ли» («Календарь Великого расширения»). Работая над ним, он улучшил формулу, предложенную еще в 604 Лю Чжо для фиксации первого дня месяца. И-син отметил, что видимая скорость Солнца была самой высокой в две недели, приближающиеся к зимнему солнцестоянию. В календаре Да-янь учитывалось, что время, за к-рое Солнце проходит квадрант по эклиптике от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия, составляет 88,89 дня, а время, за к-рое оно проходит след. квадрант, – 91,73 дня.
 
В 724 по инициативе И-сина впервые в мире было произведено измерение дуги меридиана, сопровождавшееся необходимыми для этого измерениями земных расстояний. Эта работа была частью его программы по созданию нового календаря. Для проведения измерений было выбрано 12 мест, куда были посланы группы специально обученных астрономов, к-рые, измеряли высоту Полярной звезды и длину тени гномона в полдень в дни обоих равноденствий и обоих солнцестояний. Наблюдения под руководством Наньгун Юэ в обл., являющейся теперь частью пров. Хэнань, оказались наиболее значимыми. В дополнение к высотам Полярной звезды и длинам тени гномона они с помощью шнура измерили по отдельности расстояния между городами Байма, Сюньи, Фугоу и Шанцай, к-рые находились приблизительно на одной и той же долготе. Опираясь на эти данные, И-син нашел, что разность между длинами тени гномонов, установленных соответственно в городах Байма и Шанцай, к-рые расположены друг от друга на расстоянии 526 ли [6] и 270 бу [2], была чуть больше двух цуней [2] (1 ли [16] = 300 бу [6]; 1 бу [6] = 5 чи [1]; 1 цунь [2] = 1/10 чи [1]). Тем самым была опровергнута теория из «Чжоу би суань цзина» («Канон расчета чжоуского гномона»), согласно к-рой разница в длине тени гномона в один цунь [2] соответствует расстоянию на поверхности Земли в тысячу ли [16]. Ценность работы И-сина по измерению дуги меридиана заключается не только в том, что она положила кон. неправильным трад. представлениям, но и в том, что в ней впервые было объединено измерение широт и географических расстояний. Тем самым И-син открыл путь дальнейшим исслед. в этом направлении, приведшим к совр. астрономической геодезии и созданию более совершенного календаря.
 
И-син вместе со своим помощником Лян Лин-цзанем построил армиллярную сферу, на к-рой исчерпалось стремление к усложнению такого типа астрономических инструментов. В отличие от предыдущих в ней было дополнительно использовано эклиптически установленное кольцо небесной широты. В целом она состояла из семи разл. колец. В 725 И-син и Лян Лин-цзань изготовили бронзовый небесный глобус, на поверхности к-рого были выгравированы изображения созвездий и небесного экватора. Устройство приводилось в действие водой и делало полный оборот за сутки, точно согласуя свое движение с реальным движением небесных светил. С приводом соединялись располагающиеся вокруг небесного глобуса два зубчатых кольца, на одном из к-рых был установлен шарик, обозначавший Солнце, а на др. – Луну. При вращении небесного глобуса на один оборот Солнце перемещалось в обратном направлении на один кит. градус, а Луна – на 13 7/9. Кроме того, к глобусу были присоединены посредством системы зубчатых передач две деревянные фигуры. Одна из них через каждые четверть часа автоматически ударяла по барабану, а др. каждый час производила удар в колокол. Т.о. была получена комбинация астрономического инструмента и часов. Причем это были первые механические часы, хотя и с водяным приводом.
 
Литература:
Старцев П.А. Очерки истории астрономии в Китае. М., 1961; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. III. Cambridge, 1959.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М. : Вост. лит., 2006–. Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2009. — 1055 с. С. 705.

И-син. 683, Вэйчжэучаньлэ (на границе совр. пров. Хэбэй, Хэнань и Шаньдун), — 727. Буд. монах, последователь тайной школы (ми-цзун, тантризм, ваджраяна), астроном и географ. Мирская фамилия Чжао. Происходил из семьи чиновника. В 10-летнем возрасте написал коммент. на «Тай сюань цзин» («Канон Великой тайны») Ян Сюна (53 до н.э. — 18 н.э.). Др. соч. И-сина — «Да янь лунь» («Суждения о Великом расширении») — посвящено нек-рым проблемам ицзинистики. После смерти родителей в возрасте 21 года принял монашеский постриг, учился у мастеров сев. ветви чань-цзун (см. Чань-сюэ, Чань-школа), изучал тексты уставов-винаи (люй [1]). В 717 как специалист по астрономии и топографии был приглашен имп. Сюань-цзуном в Чанъань. Был учеником инд. монахов Шубхакарасимхи (Шань-у-вэй) и Ваджрабодхи (Цзинь-ган-чжи).
 
Предложил компромиссную классификацию направлений буддизма, признающую их равенство как выражающих разные аспекты единого учения Будды. По И-сину, все методы достижения «просветления» преподаны великим буддой Вайрочаной (Да-жи), предложившим разные пути спасения в соответствии с неодинаковой природой живых существ, их разными пристрастиями и судьбами. Признавая в соответствии с доктриной ваджраяны (цзиньган-шэн) наличие в учении Будды экзотерического и эзотерическое аспектов (соответственно «проявленного учения» и «тайного», или «быстрого», пути к спасению), утверждал, что «открытое» учение — это внешняя сторона «тайного», а последнее есть «коренное» учение Будды. Согласно классификации И-сина, учение Будды подразделяется на четыре «колесницы» (санскр. яна, кит. шэн/чэн): шраваков («слушателей»), пратьекабудд («единолично пробужденных»), бодхисаттв (пуса) и «тайную колесницу» ваджраяны. Две первые входят в «малую колесницу» (хинаяна – сяо шэн), две вторые — в «великую колесницу» (махаяна – да шэн). Хинаяну он сравнивал с колесницей, запряженной бараном, махаяну — с колесницей, запряженной лошадью, а ваджраяну — с мудрецом, к-рый способен мгновенно перемещаться одним движением мысли.
 
Литература:
Чжоу И-лян. Тан дай ми-цзун («Тайная школа» в эпоху Тан). Шанхай, 1996; Чэн Чжи-лян, Хуан Мин-чжэ. Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Пекин, 1996.
 
Автор: Курбатова Л.Л. 

 
Кисти И-сина принадлежат «Комментарии к Сутре о Великом Солнце» (кит. «Да-жи цзин шу»), формально представляющие собой запись толкования «Махавайрочана-сутры» Шубхакарасимхой. Центр. положения буд. эзотеризма сформулированы здесь в рамках понятийного аппарата, характерного для китаизированного буддизма. Рассуждения о «тайном учении» И-син сопровождает многочисл. цитатами из «Лотосовой сутры» и др. махаянистских сутр. Трактат И-сина стал базисным для изучения догматики эзотерического буддизма как в Китае, так и в Японии.
 
Несмотря на выдающуюся роль в распространинии «тайного учения» в Китае, И-син (как и Шубхакарасимха) не был включен в генеалогическую линию восьми гл. патриархов эзотерического буддизма, начинающуюся с будды Махавайрочаны, а был отнесен к восьми патриархам, «распространявшим и державшим [Дхарму/Учение/Закон]» (кит. чуань  чи).
 
Литература:
Буддизм в Японии. М., 1993; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998; Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы Сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899; Ch’en Kenneth. Buddhism in China. A Historical Survey. Princ., 1964; Yamasaki T. Shingon. Japanese Esoteric Buddhism. Bost.–L., 1988.
 
По материалам А.Н. Игнатовича


Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 474-475.

Авторы: , ,
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.