санскр. Buddha — «Просветленный»,
кит. Фо
佛.
1. БуддаБудда Шакьямуни (
кит. Шицзямоуни) — основатель
буддизма (
кит. фо-цзяо), реальное существование к-рого признают в наст. время подавляющее большинство буддологов. 624 или 623, дер. Лумбини, близ г. Капилавасту (на территории совр. Непала), — 544 или 543 до н.э., близ г. Кушинагара (в р-не г. Горакхпур, штат Уттар-Прадеш). Мн. исследователи буддизма более достоверными признают др. даты 564/560–483/480 до н.э., ок. 460–380 до н.э. и др. Личное имя Будды — Сиддхартха, родовое имя («фамилия») — Гаутама. Сын вождя племени («царства») шакьев, обитавшего на северо-востоке Индии, Шуддходаны и его жены Майи, дочери вождя соседнего племени («царства») колиев.
В наст. время невозможно научно реконструировать биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера неэффективно, а материала для подлинной биографич. реконструкции у совр. науки недостаточно. В текстах палийского канона Типитаки (
кит. Сань цзан,
Да цзан цзин) нет к.-л. связного жизнеописания, прослеживающего путь Будды от рождения до смерти. В целом сутты (
санскр. сутры,
кит. цзин [1]) рассказывают о Будде с того момента, когда он достиг «просветления», и рисуют его великим мудрецом, проповедником, мастером йоги. Биографич. эпизоды в «корзине» (
кит. цзан) сутт используются гл. обр. для иллюстрации разных положений учения Будды. Традиц. жизнеописание Будды восходит к буд. житийным текстам: «Буддхачарита», или «Жизнь Будды», знаменитого санскр. поэта I в. н.э. Ашвагхоши, махаянская «Лалитавистара» и др.
Детство и молодые годы Сиддхартха провел в Капилавасту. Жил в роскоши, женился на девушке Яшодхаре, к-рую предания называют «прекрасной». У них родился сын Рахула. Но однажды, когда принцу исполнилось двадцать девять лет, он отправился на охоту, к-рая изменила всю его жизнь. На охоте принца потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Самыми важными для его духовного переворота оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого человека. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания — единственный к постижению причин страданий и избавлению от них.
Сиддхартха покинул дом и в течение шести лет был странствующим аскетом, в поисках истины подвергая себя тяжким испытаниям и лишениям. Не найдя истину в аскетизме и отказавшись от него, Сиддхартха воссел под деревом Бодхи, долгое время размышлял и достиг высшего знания, проник в суть вещей и явлений и стал Буддой («Просветленным»). И больше уже он не был принцем и наследником престола, строго говоря, он не был больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти. Его имена и титулы отныне — Будда Шакьямуни («Пробужденный Мудрец из рода Шакьев»), Татхагата («Так Пришедший» или «Так Ушедший»), Бхагаван («Благословенный», «Блаженный»; досл. — «наделенный благой долей»), Сугата («Правильно Идущий»), Джина («Победитель»), Локаджьештха («Почитаемый миром»).
Будда семь дней пребывал в состоянии самадхи (
кит. саньмэй), наслаждаясь блаженством освобождения. На восьмой день он вышел из транса и пошел в один из религ. центров Индии — Бенарес (Варанаси), находившийся неподалеку от Ваджрасаны (
санскр. «Поза Алмазной Несокрушимости», эпитет места «пробуждения»; ныне Бодхгая, штат Бихар). Направившись в близлежащий Олений Парк (Сарнатх), он произнес свою первую проповедь — «Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы)». Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ставшие первыми буд. монахами, первыми членами сангхи — буд. монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои «три драгоценности» (
санскр. триратна,
кит. сань бао), три объекта поклонения, с принятия к-рых человек может считаться буддистом — Будду, Дхарму (его Учение) и сангху (монашескую общину).
Кроме аскетов, Будде внимали две газели, изображения к-рых по обе стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буд. Благородного Пути) Колеса Учения (санскр. дхармачакра, кит.
фа лунь) стали символом буддизма и буд. проповеди.
Сиддхартха Гаутама стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он сорок пять лет проповедовал свое учение в разных гос-вах северо-востока Индии. Сангха быстро росла, и, согласно сутрам, ее численность достигла 12 500 человек. Из числа первых монахов выделились самые выдающиеся ученики Будды:
Ананда, Махакашьяпа (Знаменосец Дхармы, см.
Кашьяпа), Махамаудгальяяна, Субхути, Бимбисара, а затем и Аджаташатру — правители царства Магадха, и др. Была создана и женская община, т.о., кроме монахов (
санскр. бхикшу,
кит. бицю) появились и монахини (
санскр. бхикшуни,
кит. бицюни). Согласно преданиям, Будда прожил 80 лет.
2. Высшее существо. Уже в хинаяне (
сяо шэн) происходит мифологизация образа Будды, в частности утверждается предопределенность его просветления благодаря накоплению заслуг в предыдущих жизнях. Будда наделяется разнообразными сверхъестеств. способностями. Радикальное переосмысление понятия «будда» произошло в махаяне (
да шэн). Будда трактуется здесь прежде всего как единств. безусловная реальность, Абсолют. В этой своей ипостаси Будда, вечно пребывая в нирване (
непань), всепроникающ и всеобъемлющ, поскольку безграничен в пространстве и времени. Будда Шакьямуни есть манифестация Будды-Абсолюта, и таких манифестаций бесконечное множество. Это представление о Будде оформилось в важнейшую для махаяны доктрину о «телах» (ипостасях,
санскр. кая,
кит. шэнь [2]) будды. Сначала выделялось два, потом три типа «тел» (
сань шэнь). Учения ряда влиятельных буд. школ насчитывают четыре, восемь, девять и более тысячи ипостасей Будды. Однако во всех случаях главным, базисным является «тело Дхармы».
Ни в одном течении буддизма Будда не трактуется в качестве Творца, что принципиально отличает буддизм от христианства. Достижение человеком «состояния будды» провозглашается в махаянистских школах конечной целью религ. практики адепта, что следует из краеугольного положения философии махаяны об исконном наличии в любом живом существе «природы будды» (фо син). Крайнее выражение эта идея получила в эзотерическом буддизме, в к-ром сотериологическая установка определяется формулой «стать Буддой в этом теле».
Литература: Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001;
Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990;
Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975; Буддизм. Словарь. М., 1992;
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987;
Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994;
Ольденберг Г. Будда, его жизнь, учение и община. СПб., 1884;
Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. 2-е изд. Новосиб., 1994;
Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Адзиа буккё си (История буддизма в Азии). Т. 1. Токио, 1972;
Lillie A. The Life of the Buddha. Delhi, 1974;
Shaner D.E. Biographies of the Buddha // PEW. 1987, Vol. 37, №
3;
Warder A.K. Indian Buddhism. New Delhi, 2004.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 392-394.