кит. Цзинь-ган-чжи
金剛手. 672, г. Малая (по др. сведениям — Канчи, Юж. Индия), — 741. Инд. миссионер, соратник
Шубхакарасимхи (Шань-у-вэй). Получил образование в Наланде, гл. буд. ун-те Индии, где под руководством известного знатока «тайного учения» (тантризм, ваджраяна,
кит. цзиньган-шэн, ми-цзяо, см.
Ми-цзун) Нагабодхи (включенного в обе генеалогические линии патриархов эзотерического
буддизма) изучал «Ваджрасекхара-сутру» (
«Цзинь ган дин цзин») и базирующуюся на ней догматику буддийского эзотеризма. В 720 прибыл в Китай. Биография Ваджрабодхи пестрит рассказами о всевозможных сотворенных им чудесах. Так, он предсказал, что дождь пойдет, когда им будет дорисован на картине глаз
бодхисаттвы; он возвратил к жизни императорскую дочь, лежавшую без движения десять дней, и др. В то же время он наставлял подвижников, писал и переводил трактаты с целью пропаганды «тайных» учений.
Ваджрабодхи сыграл значит. роль в становлении китайского эзотерического буддизма. Активный деятель «школы истинных слов/мантр» (чжэньянь-цзун) в Китае. Учредил место, где вступившему в чжэньянь-цзун окропляли голову «святой водой». Цзинь-ган-чжи известен как переводчик сутр с санскр. на кит. яз. (в т.ч. «Ваджрасекхара-сутры»), а также многочисл. коммент. к ним.
Литература: Буддизм в Японии. М., 1993;
Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
Сяккэй Д. Сингон-сю коё (Очерк школы Сингон) // Цудзоку буккё какусю коё. Токио, 1899;
Ch’en K. Buddhism in China. A Historical Survey. Princ., 1964;
Yamasaki T. Shingon. Japanese Esoteric Buddhism. Bost.–L., 1988.
По материалам А.Н. Игнатовича Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 402.