大日,
Вайрочана (Да-жи)санскр. Вайрочана – досл. «Сияющий», «Великое солнце», Махавайрочана — Великий Вайрочана.
Будда; в тантрическом буддизме (см.
Буддизм)— один из пяти дхьяни-будд, в традиции махаяны (
да шэн) — олицетворение «зерцалоподобной мудрости», сияния, сияющего света, проникающего во все уголки бесконечного пространства, а также символ «тела Дхармы» Будды Шакьямуни. Гл. будда в учениях
хуаянь-цзун (
япон. кэгон-сэ) и школ эзотерического буддизма .
В эзотерическом буддизме все сущее отождествляется с «вселенским буддой» (Махавайрочаной), «естество» к-рого воплощено в «шести великих первоначалах» — земле, воде, огне, ветре (воздухе), пространстве и сознании. Махавайрочана в своих различных функциональных ипостасях «являет себя» в мандалах. В тантрических ритуальных мандалах Махавайрочана обычно помещается в центре.
Культ Махавайрочаны в Индии возник, по-видимому, в сер. I тыс. н.э.
В «Махавайрочана-сутре» (см.
«Да-жи цзин») Махавайрочана занимает гл. место среди будд. Обычно он изображается сидящим на белом лотосе с чакрой (дхармачакрой — «колесом учения») и колоколом в руках. Руки Махавайрочаны сложены в мудру «Единения» («кулак знания»), символизирующую единство чувственных существ (указательный палец левой руки) и будд (правая рука), единство невежества и просветления. С Махавайрочаной ассоциированы: сторона света — центр или восток, цвет — белый, животное-спутник — лев, элемент — эфир, чувство — слух. Его женское соответствие — Ваджрадхатешвари. Эманировавший из него бодхисаттва — Самантабхадра.
Культ Махавайрочаны проник в Китай в кон. VII в. В учении школы
хуаянь Махавайрочана является неким «всеобщим субстратом» всего сущего.
В Японии помимо транслитерированного именования Махавайрочаны — Бирусяна был широко распространен эквивалент перевода его имени — Дайнити. По мнению Ф. Нива, Вайрочана в данном случае символизировал солнце, ставшее буддой. Статуя будды Махавайрочаны (высотой 15 м), получившая назв. «Большой будда» (
япон. Дайбуцу), была сооружена в гигантском храме Тодайдзи («Большой восточный храм», VIII в., Нара). Иногда, чтобы подчеркнуть различие между «вселенским буддой» Вайрочаной и его манифестацией в «теле пространства» (
япон. коку-син), когда он обретает определенный «знак», «коку-син» называют Лочаной (
япон. Росяна).
Литература: Буддизм. Словарь. М., 1992, с. 89;
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987;
он же. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998;
Нива Ф. Тэмпё-но кайка (Расцвет в [годы] Тэмпё). Токио, 1959;
Eliot Ch. Japanese Buddhism. L., 1959;
По материалам А.Н. Игнатовича Источники: Будон Ринчендуб. История буддизма / Пер. с тиб. Е.Е.Обермиллера. Пер. с англ. А.М.Донца. СПб., 1999, указ.;
Кукай. Избр. тексты / Сост., очерк по истории эзотерического буддизма – А.Г.Фесюн. М., 1999.
Литература: Андросов В.П. Будда Шакьямуни. М., 2001, указ.;
Васильев В.[
П.] Буддизм, его догматы, история и литература. Ч. 1. СПб., 1957, указ.;
Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 3. СПб., 2005, указ.;
Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, указ.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 432.