菩薩,
Бодхисаттва (пуса)санскр. bodhisattva (бодхисаттва),
пали bodhisatta, букв. «существо, стремящееся к просветлению». В буддийской религии и мифологии человек (или высшее существо), к-рый принял решение стать буддой (фо, см.
Будда). Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений сансары (
лунь хуй) и спасти все живые существа от страданий. Концепции бодхисаттвы в традициях хинаяны (
сяо шэн) и махаяны (
да шэн) совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь бодхисаттвы прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и Будда совр. эпохи – Шакьямуни, а также пройдет будда будущего мирового порядка — Майтрейя, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата (
лохань). Т.о., число бодхисаттв в хинаяне невелико, и путь бодхисаттвы не считается универсальным. В махаяне путь бодхисаттвы доступен для всех (поэтому махаяну называют и бодхисатваяной — «колесницей бодхисаттвы»). Число бодхисаттв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в др. мирах (количество к-рых тоже приближается к бесконечности). Путь бодхисаттвы начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего бодхисаттва (обычно в присутствии к.-н. будды или другого бодхисаттвы) дает обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своем пути шесть парамит (
боломидо) — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), бодхисаттва достигает «противоположного берега», т.е. нирваны (
непань); с помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается его идеальным состоянием. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисаттвы (махасаттвы — «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы (
е [1]), пока все живые существа не будут спасены.
Путь бодхисаттвы разделен на уровни (
санскр. бхуми,
кит. ди [2] — «земля»). В ранних махаянских сутрах их семь, но примерно с III в. н.э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы может равняться трем «неисчислимым кальпам» (каждая — миллионы лет), причем в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй — седьмой, а в течение третьей — десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь неск. воплощений.
В пантеон махаяны в качестве бодхисаттв включены реально существующие люди, к-рых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологич. чертами. Среди них — инд. учители и теоретики
буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и др.), основатели
тибет. школ буддизма (Цзонкаба, Марпа и др.). Но гл. роль в махаяне играют чисто мифологич. бодхисаттвы. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Саддхарма-пундарика-сутре» (
«Мяо фа лянь хуа цзин») упоминается 23 бодхисаттвы, в «Вималакирти-сутре» (
«Вэймоцзе цзин») — более 50. В лит-ре махаяны, особенно тибетсткой, часто приводится список из «восьми великих бодхисаттв» (ба да пуса), или «восьми великих последователей Будды» (ба да суй фо ди цзы, ба да фо цзы,
тиб. nye-bavi-sras-chen-brgyad): Манджушри (
Вэньшушили/Мяо-цзи-сян 妙吉祥), Ваджрапани (Цзинь-ган-шоу 金刚手), Авалокитешвара (
Гуань-инь), Кшитигарбха (Ди-цзан 地藏), Сарваниваранавискамбхин (Чу-гай-чжан 除盖障), Акашагарбха (Сюй-кун-цзан 虚空藏), Майтрейя (Милэ), Самантабхадра (
Пу-сянь, 普賢);
Три бодхисаттвык ним иногда прибавляют Махастхамапрапту (Да-ши-чжи 大 势至), представляющего мудрость Будды и в иконографии вместе с Авалокитешварой располагающегося соответственно справа и слева от Амитабхи (
Амито-фо). В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрейя, в Китае и в Японии — Авалокитешвара (
япон. Каннон) и Кшитигарбха (
япон. Дзидзо), в Тибете и в Монголии — Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологич. бодхисаттвы связаны с определенными буддами (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи), представляя собой их активный аспект. В ваджраяне каждому из пяти дхьяни-будд соответствует определенный бодхисаттва. Т.о., мифологич. бодхисаттвы не обязательно прошли путь бодхисаттв, иногда они скорее эманации будд. Из мифологич. бодхисаттв могут эманировать др. бодхисаттвы и идамы (напр., Ямантака — из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологич. бодхисаттв (далай-лама и кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары).
Литература: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000, с. 662; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998, с. 468;
Dауаl Н. The Bodhisattva Doctrine in Buddhist Sanskrit Literature. L., 1932; The Jewel Ornament of Liberation/Tr. and annotated by H.V. Guenther, L., 1959.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 550-551.