文殊師利,
ВэньшушилиВэньшу
文殊 — кит. транскрипция санскр. Mañjuśrī — Манджушри. Бодхисаттва (
пуса), популярный в мифологии махаяны (
да шэн) и ваджраяны (
ми-цзун). Известен также как Манджугхоша («Прекрасный Голос»), Манджунатха («Прекрасный Спаситель»). Образ Вэньшушили, вероятно, возник в последние века до н.э. Он занимает центр. место в «Саддхарма-пундарика-сутре» (см.
«Мяо фа лянь хуа цзин»), где Манджушри упоминает деяния прежних будд, и в «Вималакиртинирдеша-сутре» (см.
«Вэймоцзе цзин», где он предстает единств. учеником Шакьямуни, по мудрости равный бодхисаттве Вималакирти. В «Гандхавьюха-сутре» (см.
Хуа янь цзун) он один из двух руководителей 500 бодхисаттв и первый наставник гл. героя этой сутры — Судханы. В мифологии махаяны Вэньшушили 70 мириад кальп тому назад был благочестивым правителем на Востоке. Он решил оставаться бодхисаттвой до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении.
Вэньшушили почитался во всех храмах сев.
буддизма, но особенно в Китае, в пров. Шаньси.
Сюань-цзан (сер. VII в.) видел ступу, содержавшую останки тела Манджушри, и связывал его культ с последователями школы йогачары (см.
Вэйши-цзун). В йогачаре Вэньшушили почитается как один из семи дхьяни-бодхисаттв. В махаяне Вэньшушили олицетворяет мудрость. Обычно его изображают сидящим на лотосовом троне, держащим в поднятой правой руке пылающий меч, а в левой — книгу. Культ Вэньшушили был популярен также в Тибете, где его земным воплощением считался основатель школы гелукпа Цзонхава (нач. XV в.), а также в Монголии и Бурятии.
О популярности Вэньшушили свидетельствует
бянь-вэнь «Ши цзи сян» («Десять благих знамений»), рукопись к-рой из Дуньхуанского фонда Санкт-Петербургского филиала Ин-та востоковедения РАН опубликована Л.Н. Меньшиковым (1963). За основу в ней взята одна из буд. легенд о том, что при рождении бодхисаттвы Манджушри было десять благих знамений (
цзи сян), по к-рым все узнали, что родился святой, но описания нек-рых знамений не заимствованы из буд. соч., а используют собственно кит. мифологич. образы: рождение буд. святого знаменуется одновременным появлением на свет дракона (
лун), феникса (
фэн-хуан),
цилиня, мудрого зверя
Бай-цзэ.
Литература: Бяньвэнь о Вэймоцзе. Бяньвэнь «Десять благих знамений»: (Неизвестные рукописи бяньвэнь из Дуньхуанского фонда Института народов Азии) / Изд. текста, предисл., пер. и коммент. Л.Н.Меньшикова. М., 1963; Мифы народов мира. Энциклопедия. М. 1987. Т. 1, с. 257–258;
Сяо Ли-минь, Цинь Е-хун. Вэньму чжихуй чжэсюэ цзин и (Утонченный философский смысл мудрости Манджушри). Пекин, 2006;
Eitel E.J. Sanskrit Chinese Dictionary. Hongkong, 1870.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 413.