Синология.Ру

Тематический раздел


Лохань

羅漢, 16 архатов (лохань)16 архатов (лохань) алохань 阿羅漢  – кит. транскрипция санскр. архат, архан; кор. нахан, арахан; япон. ракан, аракан. В китайском буддизме человек, достигший наивысшего духовного развития. В Китае, Корее, Японии понятие о лохань как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даос. представлением о мудром отшельнике (сянь жэнь), достигающем долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. В Китае, Корее, Японии лохань выступают обычно в составе более или менее обширных групп. Группа 16 архатов впервые перечислена в «Дай Тан си юй цзи» («Записки о крае к Западу от Великой Тан») Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 инд. мифологических и легендарных деятелей буддизма, напр. Рахула – старший сын Будды Шакьямуни  и один из первых его учеников, и Пиндола, задача к-рых — хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану (непань) до появления в мире Майтрейи (кит. Милэ); Асита (кит. Асыто, Ашидо) — отшельник, живший на горе Гридхракута и ставший последователем Будды после ознакомления с его учением. Группа шестнадцати сохраняется и позже в Корее и Японии. В Китае, однако, более популярной является группа  18 архатов, создание первых образцов описания и изображения к-рых приписывается поэту-отшельнику IX — нач. X в. Гуань-сю. В этой группе 16 инд. деятелей первоначально были дополнены деятелями кит. буддизма Кумарадживой (Цзюмолоши; кон. IV — нач. V в.), покровителем буддизма императором династии Лян У-ди (Сяо Янь; правил 502–549); в других, более поздних наборах последние двое заменялись Бу-дай хэ-шаном, бодхисаттвой (пуса) Гуань-инь, монахом Дхарматратой (в Китае известном под именем Фа-цзю) и др. В поздних смешанных даос.-буд. культах лохань инд. происхождения все более заменяются, особенно в нар. представлениях, персонажами, прообразами к-рых были реальные деятели кит. буддизма, такие, как У-кэ, якобы устроивший себе жилище на кончиках ветвей дерева (откуда его прозвище — «воронье гнездо»); поэты-отшельники VIII в. Хань-шань, Фэн-гань, Ши-дэ; один из основателей школы «чистой земли» (цзинту-цзун) в Китае Хуй-юань; один из десяти первых учеников Будды Кашьяпа (или Махакашьяпа); великий буд. поэт, автор «Жизни Будды» Ашвагхоша (кит. Ма-мин); а также Кумараджива, Бу-дай хэ-шан. Существуют и другие, гораздо более многочисл. наборы лохань вплоть до трехсот и пятисот, скульптурные или живописные изображения к-рых нередко заполняют большую часть кит. буддийских и смешанных буд.-даос. храмов. Изображения эти весьма многообразны: традиционно бесстрастные или улыбающиеся буд. святые, подчеркнуто характерные отшельники даос. типа, люди в чиновничьей и даже имп. одежде, улыбающиеся, смеющиеся, суровые, отрешенные. Также разнообразны и позы: погрузившиеся в самосозерцание неподвижные фигуры; святые, с грустью взирающие на несовершенство мира; наставники, обращающиеся с проповедью к людям или ведущие задушевную беседу, и т.д. Столь же многочисленны и атрибуты: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т.д. Изображения лохань стали одним из излюбленных сюжетов китайской (корейской, японской) живописи; лохань наравне с даос. отшельниками часто встречаются в качестве предсказателей, борцов против нечистой силы, поборников справедливости в произв. простонародной повествовательной лит-ры.
 
Литература:
Алексеев В.М. Предисловие // Пу Сун-лин. Странные истории из Кабинета Неудачника (Ляо Чжай чжи и) / Пер. с кит. В.М.Алексеева. СПб., 2000, с. 9–19.
 
С некот. изм. ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 502.
 
См. также фотоальбом Архаты.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.