王畿, Ван Жу-чжун, Ван Лун-си. 26.5.1498, Шаньин, округ Шаосин пров. Чжэцзян, — 5.7.1583. Кит. неоконфуцианец (см.
Неоконфуцианство), ближайший ученик и сородич
Ван Ян-мина, один из гл. представителей «левого крыла» янминизма (см.
Ван Ян-мина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см.
Чань-сюэ). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзинь ши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие 40 с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь филос. исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даос. сексуальной практики, основанной на учении о «пестовании жизни» (ян шэн).
Основное теоретич. достижение Ван Цзи — этико-гносеологич. концепция «четырех отсутствий» (сы у), к-рая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника
Цянь Дэ-хуна явилась реакцией на итоговые для Ван Ян-мина «четыре постулата», высказанные на мосту Небесного источника (1527): «Отсутствие добра и зла — такова сущность (ти [1]) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов (и [3]). Знание (чжи [2]) добра и зла — таково благосмыслие (
лян чжи). Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей (
гэ у)». Исходя из первого постулата и тезиса Ван Ян-мина: «Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело», Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологич. состояние должно характеризоваться «отсутствием добра и зла» на всех четырех этико-гносеологич. уровнях, а не только на первом. Под «отсутствием добра и зла» подразумевалось наличие высшего блага, к-рое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких как «сердце без сердца», «помыслы без помыслов», «знание без знания», «вещи без вещей», призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологич. реальность. Знание, или «благосмыслие» (лян чжи), составляющее «сущность сердца», Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши [4]), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, к-рая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, т. е. функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, т. к. в каждом человеке «благосмыслие совершенно» (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (
синь [2]) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей «правого», квиетистского крыла янминизма. Результирующее «просветление» (у [4] — буддийско-даос. термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях — «разъясняющее» (цзе), на медитации — «свидетельствующее» (чжэн [2]), на прямом экзистенциальном усмотрении — «проницающее» (чэ).
Гносеологически всеобъемлющая и одновременно «пустотная», «благосмысленная» «первосущность сердца» в онтологич. плане отождествлялась с «отсутствием/небытием» (у [1]), порождающим «наличие/бытие» (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений
«Дао дэ цзина»: «Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия» и «Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга» (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектич. единства у Ван Цзи выражало понятие «таинственной» (сюань — также термин «Дао дэ цзина», см.
Сюань-сюэ) «жизненной пружины» (шэн цзи). Впервые разработанное даосами (см.
Даосизм) в трактате
«Чжуан-цзы» понятие «пружины» (
цзи [1]) как механико-органич. импульса, первотолчка, он использовал для определения «благосмыслия», создающего «совершенномудрие» (
шэн [1]). В концепции «отсутствия/небытия» Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (XII–XIII вв.), в отличие от к-рого он, однако, трактовал это понятие как активное и динамич. начало, т. е. в нек-ром смысле «сверхбытие». Признание фундаментальной роли «отсутствия/небытия» и сопряженной с ним «пустоты/вместимости» (
сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом (см.
Буддизм) и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя «доведение благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) с буд. самоподготовкой к внутр. «просветлению».
Источники:
Ван Лун-си сяньшэн цюаньцзи (Полное собрание [сочинений] учителя Ван Лун-си). Тайбэй, 1970 (1-е изд. — 1822).
Литература:
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 42–43; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель; Сун Мин ли-сюэ ши (История учения о принципе [эпох] Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987. С. 272–283; Ямасита Рюдзи. О Рёкей рон (О Ван Лун-си) // Ниппон Тюго-ку гаккайхо. Т. 8. 1956; Chang Chung-yuan. «The Essential Source of Identity» in Wang Lung-ch’i’s Philosophy // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 31–47; Мои Tsung-san. The Immediate Successor of Wang Yang-ming: Wang Lung-hsi and His theory of Ssu-Wu // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 103–120; T’ang Chun-i. The Development of the Concept of Moral Mind from Wang Yang-ming to Wang Chi // Self and Society in Ming Thought. N.Y.; P., 1970. Р. 93–119; Take-hiko Okada. Wang Chi and the Rise of Existentialism // Ibid. p. 121–144; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979. Р. 162–178.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 180-181.