Цянь Куань, Цянь Хун-фу, прозвище Сюй-шань. 2.1.1497, Юйяо (совр. пров. Чжэцзян), — 10.11.1574. Кит. философ-неоконфуцианец (см.
Неоконфуцианство), ученик, последователь и земляк
Ван Ян-мина (см.
Ван Ян-мина школа) с 1521, составитель собр. его соч. и биографии. Происходил из аристократической семьи. В 1522 получил среднюю ученую степень цзюй жэнь, в 1532 – высшую цзинь ши, был надзирателем в Гос. училище (Гоцзы-цзянь), занимал руководящий пост в ведомстве юстиции, в 1541–1543, пребывая в тюрьме за рекомендацию казнить имп. фаворита, изучал
«Чжоу и». Осн. соч. — «Пин хао цзи» («Записки об умиротворении [восставшего принца Чжу Чэнь-]хао»), «Сюй-шань хой юй» («Свод изреченного Сюй-шанем»), «Сюй-шань цзи» («Собрание [произведений] Сюй-шаня»). В интерпретации Цянь Дэ-хуна разработанная Ван Ян-мином категория
лян чжи (благосмыслие) — врожденная способность интуитивного постижения блага и соответствующего поведения — приобретала космолого-онтологич. характер. «Благосмыслие» «заполняет пространство между Небом и Землей»; Небо (
тянь [1]) — это «пустотно всевмещающая (
сюй) просветленность» (сюй мин) благосмыслия, Земля — его «сгущение и концентрация». Мир духовных сущностей («нави и духи» — гуй шэнь; см.
Шэнь [1];
Душа, дух и духи) — его «утонченное/таинственное применение» (мяо юн; см.
Ти–юн), течение времени — его «распространяющаяся активность» (лю син; см.
Чжи–син), люди и вещи (у [3]) — его «совпадения и смешения» (хэ сань), а сам человек — его «рафинированная эссенция» (цзин цуй; см.
Цзин [3]). «Циркуляцию» «благосмыслия» при наличии «стабильной телесности (ти [1]; см.
Ти–юн)» Цянь Дэ-хун, идентифицировал с «Великим пределом» (
тай цзи), а его «изначальное беззвучие» — с «Беспредельным» (у цзи). Интерпретируя последнее филос. достижение Ван Ян-мина — гносеопраксиологич. теорию «четырех постулатов» (сы цзюй цзун чжи), он выдвинул доктрину «четырех наличий» (сы ю; см.
Ю–у), противоположную доктрине «четырех отсутствий» (сы у; см.
Ю–у), т.е. наиболее радикальной интерпретации «четырех постулатов», сформулированной др. выдающимся учеником Ван Ян-мина —
Ван Цзи. Согласно Цянь Дэ-хуну, добро и зло не только присутствуют на трех производных уровнях человеч. психики («движение помыслов», «благосмыслие», «выверение вещей» - гэ у), но и «после длительного воспитания, перенятия обычаев» могут обнаружиться на исходном уровне — «сущности сердца» (синь чжи ти), где они изначально отсутствуют. Отсюда он делал этико-праксиологич. вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравственному самосовершенствованию. Данное истолкование сам Ван Ян-мин оценил как пригодное для обычных, а не даровитых людей, совр. специалисты видят в нем «апостериорный» подход к сознанию как эмпирич. реальности (
Ду Вэй-мин). Цянь Дэ-хуну принадлежит гл. заслуга пропаганды учения Ван Ян-мина в Центр. и Южн. Китае.
Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель; он же. Философия китайского неоконфцианства. М., 2002, с. 375–377 и указатель; Dictionary of Ming Biography. Vol. I. N.Y., L., 1976, p. 241 – 244.
См. также лит-ру к ст.
Ван Ян-мин;
Ван Ян-мина школа.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 555-556.