法輪功 массовое религиозное движение, возникшее в КНР в 1990-х гг. в условиях проведения экономич. реформ, способствовавших относительной либерализации обществ. жизни.
Его основатель Ли Хун-чжи в составленной им биографии указывает дату своего рождения в г. Гунчжулин пров. Цзилинь/Гирин 13 мая 1951, тем самым подчеркивая свою исключительнауюя харизму, поскольку на этот день в тот год по кит. лунному календарю (восьмой день четвертой луны, см.
Инь-ян ли) приходилоcь празднование дня рождения самого
Будды Шакьямуни (в действительности Ли Хун-чжи родился 7 июля 1952). Его юность совпала с
«культурной революцией», продемонстрировавшей возможности манипулирования массовым сознанием. Не получив систематич. образования, Ли Хун-чжи черпал свои знания на занятиях в группах дыхательной гимнастики (
ци-гун, см.
ци [1]), а также у буд. и даос. монахов.
В кон. 1980-х гг. Ли Хун-чжи приступил к разработке культа
фа-лунь да-фа, положив в его основу собств. интерпретацию буд. учения сутр праджня-парамиты (
божэ боломидо), даос. космологии и методов психосоматич. совершенствования, а также христ. эсхатологич. идей. Позднее опубл. свои идеи в нескольких трудах. Название учения
фа-лунь дафа и орг-ции
фалунь-гун он произвел от буд. понятий:
фа — Закон, Дхарма;
фа-лунь (санскр. дхармачакра) — колесо Закона, модель космич. энергии;
да-фа — великий Закон Будды;
гун — духовная энергия, обретенная в результате трансцендентных практик. Из
буддизма были взяты также понятия нирвана (
непань) и карма (
е [1]). Широко использовалась буд. символика: эмблемой
фалунь-гун стала свастика — наиболее архаичный солярный символ инд. мифологии, а затем один из важнейших символов буддизма. Ли Хун-чжи по-своему интерпретировал кит. филос.-религиозн., в особеннсти даосские, понятия
тай цзи — великий предел,
дао — Путь,
дэ [1] — добродетель, синь син (см.
синь [1],
син [1]) — духовная природа человека, или добродетель,
ян — светлое мужское начало и
инь — темное женское (см.
Инь-ян),
дань — эликсир бессмертия (см.
Сянь-сюэ,
Алхимия); эклектически соединил понятие буд. Закона (
фа [1]) с традиционными понятиями коренных вселенских свойств — истины (
чжэнь [
1]), доброты (
шань [
2], см.
Полезно-прекрасное добро и вредно-безобразное зло,
Ши шань) и гуманности (
жэнь [2]). В отличие от обычных учителей
ци-гун Ли Хун-чжи приписал себе сверхъестеств. способности, заявил о себе как обладателе пророческой миссии и как воплощенном Будде. Обладая гипнотич. способностями, он привлек множество последователей, для к-рых особенно важно было то, что он представлял себя целителем болезней, имевших кармическую природу, способным помочь в оздоровлении всего организма и в конечном итоге в достижении самосовершенствования и спасения. Большое значение Ли Хун-чжи придавал рекламе сотворенных им чудесных исцелений. Образованное им в 1992 Об-во по изучению
фалунь-гун (
фалунь-гун яньцзихуй) получило широкое распространение. Оно не было официально зарегистрировано как самостоят. организация, а действовало под эгидой Кит. об-ва по изучению
ци гун (именно группы дыхательной гимнастики стали своеобразным катализатором интереса к
фалунь-гун, поскольку первоначально через них распространялось содержание этого учения).
В нач. 1990-х гг. Ли Хун-чжи разработал «Устав
фалунь-гун», «Установки для последователей
фалунь-гун в отношении чтения проповедей и медитации», «Правила для членов
фалунь-гун, занимающихся медитацией», «Требования к консультационным пунктам
фалунь-гун». Стали проводиться публичные выступления его лидеров и действовать спец. курсы, были открыты консультационные пункты в различных городах Китая. Согласно офиц. данным, действовало 39 гл. пунктов, 1,9 тыс. консультационных пунктов, св. 28 тыс. пунктов для проведения практич. занятий. По всему Китаю было более 2 млн. практикующих
фалунь-гун (по нек-рым оценкам — во много раз и даже на порядок больше). Была широко налажена издательская деятельность: к 1999 было выпущено и распространено св. 10 млн. экземпляров книг, 5 млн. видеокассет.
фалунь-гун быстро превратился в массовую организацию, которая открыто действовала на протяжении 7 лет. Бурный рост его влияния в различных слоях кит. общества стал своеобразным феноменом реформенного времени.
В 1996 Ли Хун-чжи заявил об офиц. выходе из Кит. об-ва по изучению
ци гун. В том же году он эмигрировал в США, откуда руководил деятельностью
фалунь-гун, опираясь на финансовую базу, широкую организационную сеть и через Интернет. Фактическое управление движением в КНР после отъезда Ли Хун-чжи осуществляли его ближайшие соратники. В этот период в средствах массовой информации началась критика
фалунь-гун, реакцией на к-рую стали массовые выступления его последователей. В июле 1999 деятельность
фалунь-гун, причисленного к разряду сект (
се цзяо — досл. вредоносное учение), была официально запрещена. Единичные акции протеста его членов имели место вплоть до 2001.
В целом
фалунь-гун можно охарактеризовать как деструктивный неоориенталистский синкретический культ, ориентированный на модификацию буддизма, в соответствии с критериями совр. религиоведения — как новое религ. движение. Это самая большая негосударственная массовая орг-ция в истории КНР. Причины стремительного и успешного распространения
фалунь-гун кроются в нараставшем социальном напряжении в период бурного развития реформ; в наличии большого числа людей, стремившихся обрести утраченный обществ. статус и нравств. принципы, но при этом привыкших к тому, чтобы ими манипулировали; в недостаточной обществ. активности традиц. религий, в частности, миссионерской пассивности кит. буддизма, в условиях наступления глобальной потребительской культуры на традиционную.
Источники: Жэньминь жибао. 1999. 23 июля, 15 августа, 29 октября, 31 октября;
Ли Хунчжи. Фалунь дафа. М., 1999.
Литература: Галенович Ю.М. «Фалуньгун» и духовная жизнь в КНР //
Галенович Ю.М. Заметки китаеведа. М., 2002, с. 136–186;
Thornton P. Framing Dissent in Contemporary China: Irony, Ambiquity and Metonymy // The China Quarterly. 2002, № 171, р. 672–681;
Tong J. An Organizational Analysis of the Falun Gong: Structure, Communications, Financing // Idem, p. 637–660.
Автор: Горбунова С.А.
Источники: Ли Хунчжи. Фалуньгун (Фалун Сюлянь Дафа). СПб., 1996;
он же. Чжуань Фалунь. СПб., 1997;
он же. Метод полного совершенства закона Будды Фалунь. СПб., 1998;
он же. фалунь-гун / Пер. с кит. М., 2002;
он же. Китайский Фалуньгун. М., 2002.
Литература: КНР: гонения на фалунь-гун // Русская мысль, № 4357, Париж, 15.03.2001; Ли Хунчжи / Пер. с кит. М., 1999.
Сост. библ.: Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 640-642.