«десять [заповедей] добра»/«десять добродетелей», буд. аналог христианских десяти заповедей, исполнение которых должно избавлять от грехов и приводить к кармическому (
е [1]) перерождению в лучшем статусе среди людей или небожителей. Адепты
буддизма, принадлежавшие к добродетельной пастве, именовались «добрыми мужчинами и благонадежными женщинами», а ученые монахи - «добрыми в познании», или «хорошо знакомыми» (шань чжи ши), а также «друзьями добра» (шань ю, санскр. кальянамитра), что основывалось на исполнении «десяти [заповедей] добра» по недопущению «десяти зол» (ши э, санскр. дашакушала, душчаритра), т.е. грехов: 1) убийства живого (ша шэн
刹生), 2) воровства и грабежа (тоу дао
偷盗), 3) прелюбодеяния и разврата (се инь
邪淫), подразумевающих вступление в сексуальные отношения, ненадлежащие по объекту, способу, месту и времени, 4) обмана (ван янь
妄言) как искажения истинного знания, которым располагает обманываемый, 5) болтовни (лян шэ
两舌), 6) сквернословия (э коу
恶口), 7) пустословия (ци юй
绮语) как передачи иллюзий тому, кто не имеет истинного знания о сообщаемом, т.е. прежде всего хвастовства, обольстительного пения, бессмысленного причитания и распространения сплетен, 8) алчности и пристрастности (тань юй
贪欲), 9) гневливости (чэнь хуй
嗔恚), 10) неправедных взглядов (се цзянь
邪见). Первые три заповеди касаются прегрешений плоти, следующие четыре - уст, последние три – мысли, в целом составляющих три вида дурного (грешного) поведения: телесного, вербального, ментального.
Источники:
Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах (Гань ин чжуань) / Пер. М.Е.Ермакова. СПб., 1998, с. 158, 339.
Литература:
Введение в буддизм / Ред.-сост. В.И.Рудой. СПб., 1999, с. 222 – 265.
См. также
Добро и зло.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 745-746.