梁啟超,
Лян Ци-чаоЛян Чжо-жу, Лян Жэнь-гун, прозвище Инь-бин-ши-чжу-жэнь (Хозяин кабинета охлаждения жара, букв.: Питья ледяной воды, — реминисценция из гл. 4 даос. канона
«Чжуан-цзы» IV–III вв. до н.э). 23.2.1873, Синьхуй пров. Гуандун, — 19.1.1923, Пекин. Китайский философ, историк философии, ученый, литератор, гос. и обществ. деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае кон. XIX — нач. XX в. Выходец из помещичьей семьи. В 16 лет раньше своего учителя и духовного наставника
Кан Ю-вэя получил вторую ученую степень цзюй жэнь (1889).
В 1895 вместе с Кан Ю-вэем и др. его учеником Май Мэн-хуа принял участие в составлении коллективного (подписанного 604 и одобренного более чем 1200 обладателей ученой степени цзюй жэнь) меморандума в 10 тыс. слов, направленного императору Дэ-цзуну. Меморандум предлагал осуществить реформы, включавшие, в частности, активное привлечение на службу кит. эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск госбанком бумажных денег,чеканку разменной монеты, создание гос. почтовой системы, превращение
конфуцианства в полноценную общегос. религию и создание при императоре выборного совещательного органа.
Для пропаганды реформистских идей, также вместе с Кан Ю-вэем и Май Мэн-хуа, на собственные средства в июне 1895 он начал издавать в Пекине ежедневную газету, сначала называвшуюся «Вань го гун бао» («Всемирный вестник»), а затем «Цян го бао» («Вестник усиления государства»). В авг. 1896 стал редактором основанного в Шанхае ежедекадного общественно-политич. журнала «Ши у бао» («Современные задачи», 1896–1898). В 1897 опубликовал «Каталог книг о западных науках» («Си сюэ шу му чжи»). Все эти издания сыграли важную роль в ознакомлении кит. об-ва с зап. либерально-демократич. ценностями и науч. идеями.
Лян Ци-чао был одним из первых в Китае апологетов демократии (минь чжэн). В статье «О закономерности смены монархии демократией» («Лунь цзюнь чжэн минь чжэн сян шань чжи ли», 1897) он писал: «История форм гос. правления знает три эпохи: первая — эпоха правления многих государей, вторая — эпоха правления одного государя, третья — эпоха правления народа. Эпоха правления многих государей, в свою очередь, подразделяется на два периода: период власти племенных вождей и период власти удельных правителей (фэн цзянь) и наследственных сановников. Эпоха правления одного государя также подразделяется на два периода: период самодержавия и период совместного правления государя и народа. Наконец, эпоха правления народа подразделяется на два периода: период совместного правления президента и период народного единовластия».
В Пекине Лян Ци-чао содействовал Кан Ю-вэю в организации учредительного собрания Общества защиты государства (Бао го хуй) 12 апр. 1898. В период «ста дней реформ» (11 июля — 20 сентября 1898) был одним из лидеров партии реформаторов. После ее разгрома сумел избежать казни, с помощью япон. дипломатов эмигрировав в Японию, где продолжил свою деятельность в качестве гл. ред. издававшихся в Иокагаме влиятельных общественно-политич. журн. «Цин и бао» («Общественное мнение», 1989–1901) и «Синь минь цун бао» («Обновление народа», 1902–1908), название которого отражало один из «трех устоев» конф. канона
«Да сюэ» («Великое учение» в чжусианской версии), что было повторено в заглавии программной книги Лян Ци-чао о нац. спасении «Синь минь шо» («Изъяснение обновления народа», 1906) (см. также
Цин тань).
Доктрину Кан Ю-вэя, выраженную в традиционных для кит. науки и прежде всего «каноноведческой школы текстов новых письмен» (цзинь вэнь цзин сюэ), многосмысленных формулировках, Лян Ци-чао истолковал как образец самородной теории социализма, согласно к-рой «гос-во и семья полностью растворяются в об-ве». Разъясняя идеи своего учителя, в «Биографии наставника Кан [Ю-вэя] из Наньхая» («Наньхай Кан сянь-шэн чжу-ань», 1901) он писал о необходимости упразднения гос-ва (у го) и гос. границ, роспуска армии и создания единого Великого союза стран (да лянь бан). Выбираемому всем народом пр-ву в этом проекте отводились контрольновоспитательные и хоз. функции. Лян Ци-чао выступал за свободу браков и разводов, общественное воспитание детей и их равное образование до 20-летнего возраста, с наступлением к-рого человек становился полноправным гражданином.
Политико-историософской утопии Кан Ю-вэя, основанной на содержащемся в гл. 9 конфуцианского канона
«Ли цзи» («Записки о благопристойности», IV–I вв. до н.э.) описании обществ «Великого единения» (
да тун) и «малого процветания» (сяо кан), а также на идущей от
Мэн-цзы (IV–III вв. до н.э.),
Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), «школы текстов новых письмен», традиции
«Гунъян чжуань» («Комментарий Гунъяна [к “Чунь цю”]», V–II вв. до н.э.) и сформулированной Хэ Сю доктрины трех стадий историч. развития, Лян Ци-чао дал антропологич. интерпретацию, связав с фундаментальной для всей кит. философии (впервые выдвинутой Мэн-цзы) проблемой доброты или недоброты человеческой «природы» (
син [1], см. также
Добро и зло). В работе «Ду Мэн-цзы цзе шо» («Разъяснения к прочтению “Мэн-цзы”», 1898) он утверждал, что, согласно Мэн-цзы, «добрая природа [человека] является наиболее надежным средством достижения “Великого единения”» (хотя в самом тексте «Мэн-цзы» отсутствует термин да тун), и далее уточнял: «В эпоху “пребывания в хаосе (цзюй луань)” характер народа злой. В эпоху “подъема к равновесию (шэн пин)” характер народа бывает добрым, бывает и злым, тогда могут творить добро, могут творить и зло. В эпоху “Великого равновесия (чжи тай пин)” характер народа добрый». На этом высшем этапе историч. эволюции устанавливается демократия, а у народа развиваются разум и сила; в результате универсальный закон мироздания — «право сильного (цян цюань)» — осуществляется в наиболее совершенных «умеренных и добрых» формах, ничуть не препятствуя торжеству равенства и свободы. Высший этап подобного развития — эпоха «Великого равновесия Великого равновесия (тай пин чжи тай пин)». В определении путей, ведущих к этой цели, Лян Ци-чао выдвинул на первый план «экономическую и женскую революцию», т.е. уравнение в правах «классов» (цзе цзи) капиталистов и трудящихся, мужчин и женщин, но критиковал одновременное проведение «нац., политич. и социальной революции», опасаясь, что она приведет к «абсолютизму бедных», «смуте, вмешательству [других] держав и разделу Китая».
В период вынужденной эмиграции 1898–1911 Лян Ци-чао в научно-публицистич. работах стремился синтезировать идеи классич. кит. философии с зап. либерализмом, пониманием свободы в учениях Ж.-Ж. Руссо, И. Канта и Дж.С. Милля, эволюционизмом Ч. Дарвина и Г. Спенсера. Наметилось его расхождение с Кан Ю-вэем, к-рый критиковал либерализм, ссылаясь на ужасы Великой французской революции. Лян Ци-чао отстаивал свободу как «всеобщий принцип (гун ли) неба и земли», рожденный не во Франции и пригодный для совр. Китая. Эти рассуждения нашли воплощение в его книге «Цзыю шу» («Книга свободы», 1908).
В кризисный период перед падением дин. Цин, в нояб. 1911, Лян Ци-чао отверг министерский портфель, предложенный премьер-министром Юань Ши-каем, но стал министром юстиции в его пр-ве, сформированном 11 сент. 1913, уже после ликвидации империи. Он был одним из создателей в нояб. 1913 Демократической партии (Миньчжу дан), вошедшей затем в состав Прогрессивной партии (Цзиньбу дан), на основе к-рой создавался кабинет министров 11 сент. Однако, когда в конце 1915 Юань Ши-кай предпринял попытку реставрации империи, Лян Ци-чао выступил решительно против и 1 мая 1916 занял пост нач-ка генерального штаба Армии защиты республики. После смерти Юань Ши-кая он возглавил Исследовательскую группу (Яньцзю си), в к-рую трансформировалась Прогрессивная партия, стал министром финансов в правительстве Дуань Ци-жуя и в качестве советника при ставке главкома летом 1917 участвовал в подавлении новой попытки реставрации империи, одним из организаторов к-рой был Кан Ю-вэй.
После поездки в Европу в 1918 на Парижскую мирную конференцию (1919–1920) Лян Ци-чао занял резкую антизап. позицию: «Те, кто сидит в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Осаке, рвут наше мясо и высасывают нашу кровь». В развернувшейся в 1920 дискуссии о социализме (шэхуйчжуи луньчжань) Лян Ци-чао поддержал открывшего ее известного философа, сторонника общей семантики и «гносеологич. плюрализма» (
доюань жэньшилунь)
Чжан Дун-суня, к-рый ранее стал его учеником и последователем, когда он возглавлял в 1912–1914 издававшийся в Тяньцзине журнал «Юн янь» («Обыденные слова»). Лян Ци-чао призывал считать социализм идеалом далекого будущего Китая и сосредоточиться на борьбе с гнетом иностр. капитала и развитии отечеств. пром. предпринимательства.
В общетеоретич. осмыслении проблемы Восток — Запад, повлиявшем на «последнего конфуцианца» и первого «нового конфуцианца» Лян Шу-мина, Лян Ци-чао пошел еще дальше, утверждая, что материалистич. зап. цивилизация потерпела крах. Эту позицию он обосновывал в рамках развернувшейся в начале 1920-х гг.
дискуссии о науке и метафизике (кэсюэ юй сюаньсюэ луньчжань). Отдавая приоритет «духовной», т. е. этикоцентричной, гуманистич. и «метафизичной» (сюань-сюэ), ориентированной на интуитивное «прозрение человеческой жизни» (
жэньшэнгуань), культуре Китая, Лян Ци-чао встал на сторону инициировавшего дискуссию в 1923 видного философа и обществоведа, одного из основоположников
нового конфуцианства Чжан Цзюнь-мая (C. Сhang), к-рый также стал его учеником и последователем в период издания журнала «Юн янь».
После событий, связанных с Синьхайской революцией (1911) и Движением 4 мая (1919), Лян Ци-чао перешел от критики офиц. конфуцианства как орудия порабощающей личность имперской власти к его апологетике как идеологии социальной стабильности и справедливого равенства возможностей в продвижении по обществ. лестнице. Вслед за Кан Ю-вэем он выступил за институциализацию конфуцианства в качестве гос. религии, что нашло отражение в нереализованном проекте первой конституции Китайской Республики (1915).
В основе мировоззрения Лян Ци-чао лежит видоизмененное посредством буд. и зап. (прежде всего кантианских) идей неоконф. «учение о сердце» (синь-сюэ; см.
Неоконфуцианство), представленное школой
Лу Цзю-юаня (XII в.) —
Ван Ян-мина (XV-XVI вв.). Согласно Лян Ци-чао, «весь мир вещей — пустая иллюзия, только мир, созданный сердцем (
синь [1]), — истинная реальность»; «величайшая вещь во Вселенной — это сила сердца», поэтому «мысль есть мать реальности». Отсюда следовала гносеологическая концепция прямого постижения истины: «Умозрение (хуй гунь) вскрывает истинные принципы (чжэнь ли; см.
Ли [1])». Эта вера в то, что «дух (лин [1]) человеческого сердца не может не знать» сущность явлений, имела своим прототипом сформулированную Ван Ян-мином концепцию «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи, см.
Лян чжи) как высшую форму познания, совпадающего с самопознанием.
Свои филос. построения Лян Ци-чао стремился обосновать на историч. и историко-филос. материале, в результате чего гл. обр. в последние годы жизни им были написаны соответствующие фундаментальные работы: «Синь ши сюэ» («Новое учение об истории», 1902), «Цин дай сюэшу гай-лунь» («Очерк учений эпохи Цин», 1921), «Чжунго лиши яньцзю фа» («Методы исследования китайской истории», 1922), «Сянь Цинь чжэнчжи сысян ши» («История политической мысли до [эпохи] Цинь [221-207 до н. э.]», 1922), «Чжунго цзинь сань бай нянь сюэшу ши» («История китайских учений трех последних столетий », 1923).
Испытав сильнейшее влияние европ. эволюционизма и утверждая, что «изменение является всеобщим принципом и древности и современности», Лян Ци-чао стремился основанную на циклизме кит. историч. науку перестроить в соответствии с идеей прогресса. Двигателем прогресса он считал деятельность героев и выдающихся личностей, без к-рых нет «ни мира» (у шицзе), «ни истории» (у лиши). А поскольку мир представлялся им в качестве продукта человеч. духа, достижения творцов истории отражались прежде всего в историко-филос. и историко-идеологич. сочинениях.
В целом творчество Лян Ци-чао сыграло роль своеобразного шлюза при переходе конфуцианства в стадию нового конфуцианства и всей традиционной китайской культуры в совершенно новую эпоху модернизации.
Источники:Инь бин ши хэ цзи (Сводное собрание сочинений из Кабинета Охлаждения жара). Т. 1–40. Шанхай, 1936; Лян Ци-чао. Ли Хун-чжан, или Политическая история Китая за последние 40 лет. СПб., 1905; Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961; Liang Chi-chao. History of Chinese Political Thought. L., 1930.
Литература:Агеева Н.Ю. Осмысление эволюционизма в раннем творчестве Кан Ювэя и Лян Цичао // ХХХIII НК ОГК. М., 2003. С. 168–173; Белоусов СР. Китайская версия «государственного социализма». М., 1989; Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX века). М., 1984; Она же. Конфуцианская этика в эпоху модернизации (концепция «гун дэ») // От магической силы к моральному императиву: категория «дэ» в китайской культуре. М., 1998; Она же. Личность и история (по материалам философских эссе Лян Цичао) // Личность в традиционном Китае. М., 1992; Она же. Руссоистская концепция государства в восприятии Лян Цичао // Всемирная история и Восток. М., 1989; Она же. Традиционные представления о смерти в оценке Лян Цичао // ХХХIII НК ОГК. М., 2003.С. 174–178; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 205–206; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 464–474 (также см. указатель); Новая история Китая. М., 1972; Huang P.C. Liang Ch’i-ch’ao and Modern Chinese Liberalism. Seattle; L., 1972; Levenson J.R. Liang Ch’i-ch’ao and the Mind of Modern China. Camb. (Mass.), 1959.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 332-335.