白莲教 «учение Белого лотоса». Собирательное название целого ряда китайских сект и их доктрин, проповедующих идею перерождения праведников в расположенной на Западе «Чистой земле» (
цзин ту).
Байлянь-цзяо не была единой орг-цией с четкой иерархич. структурой. Традиция
байлянь-цзяо скорее представляет собой совокупность ряда сотериологич. постулатов и космогонич. идей. Черты единой орг-ции движению
байлянь-цзяо приписывала в основном нар. молва.
К
байлянь-цзяо принято причислять секты нескольких типов: 1) секты буд. толка, вульгаризировавшие традицию
цзинту-цзун и порой возглавлявшиеся монахами школы
тяньтай-цзун, кот-рым покровительствовали отд. монастыри; 2) небольшие группы образованных людей, изучавших мистич. (не только буддийские) тексты; 3) неэлитарные сообщества, тяготевшие к секуляризации доктрин
байлянь-цзяо. Последние исторически были представлены наиболее широко.
Раннюю традицию
байлянь-цзяо принято возводить к доктрине
Хуй-юаня, основавшего «Общество Белого лотоса» (
байлянь-шэ, др. название
байлянь-цзун — «школа Белого лотоса»). Эта доктрина считается концептуальной базой вероучения школы
цзинту. Не отвергая идею нирваны (см.
Непань),
цзинту-цзун выдвинула на первый план идею «Чистой земли» будды Амитабхи (
Амито-фо), где праведники возрождаются в озере, заросшем белыми лотосами. Эзотерич. традиция
байлянь-цзяо связывает свое начало с именем Мао Цзы-юаня (XII в.), монаха школы
тяньтай, носившего титул Бай-лянь да-ши (Великий учитель Белого лотоса). Мао Цзы-юань детализировал доктрину
байлянь-цзяо, оставил ряд вероучительных текстов, в т.ч. «Байлянь чэнь чао чань и» («Ритуалы утренней ектеньи Белого лотоса»). Мао Цзы-юань, первоначально встретивший поддержку двора, впоследствии был отправлен в ссылку по обвинению в «общении с демонами» и отвлечении людей от землепашества, но его идеи получили поддержку у ряда представителей образованной элиты, многие из к-рых посещали молитвенные собрания
байлянь-цзяо.
В общинах
байлянь-цзяо было принято обязательное вегетарианство (отсюда назв. их молельных помещений —
чжай тан, «вегетарианские залы»), проповедовались аскетизм и ненасилие. В нарушение конф. традиций на религ. собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство. Согласно ранней традиции
байлянь-цзяо, спасение достигается прежде всего должным моральным поведением, чистотой внутренних помыслов и многократным повторением имени будды Амитабхи (
нянь фо). Действенность механически выполняемого ритуала отрицалась. Особое место в идеологии
байлянь-цзяо занимал культ
Майтрейи (Милэ) — будды грядущего, пришествие к-рого в человеческом обличье принесет с собой царство блаженства для приверженцев истины. Проповедники
байлянь-цзяо нередко объявляли себя воплощениями Майтрейи или его вестниками, что служило сигналом к восстанию. Закреплению этих тенденций в традиции
байлянь-цзяо способствовала активность секты
милэ-цзяо («учение Майтрейи»), известной с VI–VII вв. На идеологию
байлянь-цзяо оказала влияние также доктрина секты
мин-цзяо («учение света»), к-рую ряд исследователей считают кит. версией манихейства, запрещенного в IX в. По учению
мин-цзяо, противостояние Света (
гуан мин) и Тьмы (
хэй ань) должно завершиться «Светлым миром высшей радости». В качестве канонич. книги секты
байлянь-цзяо рассматривали «Пятичастный канон» («У бу цзин»)
Ло Цина (1443–1527), основоположника синкретич. секты
увэй-цзяо («учение о недеянии»), или
ло-цзяо («учение Ло [Цина]»). В системе взглядов Ло Цина синкретически соединились идеи буд. школ
чань (см.
Чань-сюэ,
Чань школа) и
цзинту, даос. космология, этич. императивы конфуцианства и неоконф. философия, но сам создатель «Пятичастного канона» считал свои взгляды ортодоксально буддийскими.
Согласно космологии
байлянь-цзяо, мир сформировался из универсальной пневменной субстанции
ци [1], а космогенезу предшествовала абс. сверхбытийная «пустота» (
сюй,
кун). Из
ци [
1] родилась
У-шэн лао-му — Нерожденная праматерь, к-рая зачастую отождествлялась в сектах
байлянь-цзяо с Амитабхой или Майтреей. У-шэн лао-му породила родоначальников людей
Фу-си и
Нюй-ва, от которых произошли «первопотомки» (
юань цзы), а от них уже - человеческий род. Попав в сети страстей, люди погрязли в грехах, и спасти их может только У-шэн лао-му через посредничество
байлянь-цзяо. Буд. корни имеет историософия
байлянь-цзяо — доктрина «трех солнц» (форма доктрины трех мировых эпох — кальп). В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашьяпа (Цзяшэпо), в текущую эру Красного солнца — Шакьямуни (
Будда); в эру Белого солнца, когда на землю придет Майтрейя, спасутся лишь те, кто присоединился к
байлянь-цзяо, остальные будут сметены «небесным ураганом».
Для мн. сект характерны обеты безбрачия, для нек-рых — ритуальный промискуитет, массовые оргиастич. действа. В практике
байлянь-цзяо использовались формы чаньской медитации, восходящие к даосизму методики «вскармливания природных свойств и предопределенной жизненности», «искусство вскармливания жизненности» (
ян шэн шу) посредством медитативно-дыхательных упражнений и приема травяных отваров, велись активные занятия боевыми искусствами, к-рые рассматривались как средство достижения «просветления». Средством распространения идей
байлянь-цзяо, как и мн. других синкретич. сект, была лит-ра проповеднического, морально-дидактического и фольклорного характера — т.н.
бао-цзюань («драгоценные свитки»); произведения этого жанра использовались также в литургике (практике публичных священнодействий). Характерной чертой традиции
байлянь-цзяо было ведение «генеалогических книг» (
цзя пу): секты матрицировали семью, а передача духовного учения осмыслялась как приобщение к мистич. родовому «телу».
Несмотря на офиц. запреты
байлянь-цзяо в 1281, 1308 и 1322 долгое время секты, к-рые определялсь как
байлянь-цзяо, не подвергались серьезным преследованиям. Строгий запрет на принадлежность к
байлянь-цзяо и близким к этой группе сектам (
увэй-цзяо,
вэньсян-цзяо — «учение возжигателей благовоний» и др.) был наложен в 1620. Сектанты неоднократно поднимали вооруженные восстания. Крупнейшие из них произошли во 2-й пол. XIV в. (с этим выступлением связано падение монгольской дин. Юань в 1368), в кон. XVI — нач. XVII в., предварившее падение дин. Мин (1368–1644), в 1774 в пров. Шаньдун, в 1796–1804 в центр. и зап. районах Китая и др. После воцарения маньчжурской дин. Цин (1644–1911) восстания проходили под антицинскими лозунгами.
В XVII–XVIII вв. действовали по меньшей мере 18 крупных сект, к-рые принято относить к традиции
байлянь-цзяо. Крупнейшие из них —
байян-цзяо («учение Белого солнца»),
хунъян-цзяо («учение Красного солнца»),
багуа-цзяо («учение восьми триграмм»; известна также как
лунхуа-цзяо — «учение цветка дракона»,
лунхуа-хуй — «Союз цветка дракона», в нач. XIX в. — как
тяньли-цзяо — «учение Небесного принципа»; ее ответвления именовались по назв.
триграмм «Чжоу и») и др. С кон. XVIII в. назв.
байлянь-цзяо почти выходит из употребления, но в русле этой традиции остается идеология и практика значит. числа синкретич. сект и тайных обществ Нового и Новейшего времени (таких как
тяньди-хуй — «Общество Неба и Земли»,
цин-бан — «Синий клан»,
цзюгун-дао — «Путь девяти дворцов»,
чжэнькун-цзяо — «учение подлинной пустоты»,
игуань-дао — «Путь, пронзающий Единым» и др.).
Источники: Ли Чжи. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). [Б.м., б.г].; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собрание из павильона Ханьфэнь). Тайбэй, 1967; Чуань Хуа Шань Байлянь-цзяо ции цзыляо цзилу (Собрание источников по восстанию Белого лотоса в провинциях Сычуань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуйлянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984.
Литература: Поршнева Е.Б. «Учение Белого лотоса» — идеология народного восстания 1796–1804 гг. М., 1972;
она же. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991;
Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000;
Ли Ши-юй. Цинбан, Тяньди-хуй, Байлянь-цзяо // Вэнь ши чжэ. 1962. № 3;
Чжан Шу-цай. «Шэн у цзи» соцзи Байлянь-цзяо ции шиляо бяньу (Исправление ошибок в материалах по восстанию Белого лотоса, содержащиеся в «Записках о священной войне» // Вэньсянь. 1979. № 1;
Bareland J. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings. Reality and Label. Leiden, 1989;
Overmyer D.L. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 364-366.