淨土, санскр. Sukhavati (Сукхавати) – «Земля чистоты», «Земля очищения», «Чистая земля». В китайском
буддизме земля, к-рую посетили и где вели свою проповедь будды и
бодхисаттвы и которая дала имя одному из его крупнейших течений –
цзинту-цзун. Совершенство их таково, что ни сами они, ни их речи не могут быть запятнаны мирской скверной, подобно лотосу, который вырастает из грязи, но сам остается чистым. Поэтому, явившись в мир и распространяя свое учение, будды и бодхисаттвы обращают к истинному прозрению всех живущих и тем способствуют очищению как этих земель, так и всех в них живущих от всяческой грязи и скверны. В сочинениях буд. канона (
«Да цзан цзин») можно встретить множество описаний
цзин ту, связанных с различными буддами и бодхисаттвами и всегда характеризуемыми как чистые сверкающие и лучащиеся земли, составленные из драгоценностей. В то же время различные
цзин ту населяются совершенными существами разного вида, характеристик, размеров тела для каждого
цзин ту. Нек-рые из
цзин ту в поздней мифологии приобрели особое значение, из них наиболее важные Доушуайтянь,
Ситянь, Тяньчжу (Индия, где родился и проповедовал
Будда Шакьямуни).
Автор: Меньшиков Л.Н.
В буддийских текстах
цзин ту – «земля», «страна» к.-л. будды, обитатели к-рой избавились от мирской «грязи», прежде всего от пяти желаний (
у юй) и ложных взглядов (см.
Лю ши эр цзянь). Имеются две принципиально различные трактовки этой важной догматич. категории
буддизма махаяны (
да шэн). Согласно первой, ортодоксально махаянистской, «Чистая земля» — это не особая территория, «страна», а «мир Саха» (
хэй ту), к-рый становится «Чистой землей» для того, кто идет к просветлению. Согласно второй трактовке, «Чистая земля» — это особый «мир», противопоставляемый «миру Саха», к-рый называют «Грязной землей» и обитатели к-рого при определ. условиях могут возродиться в «Чистой земле». Данное толкование стало краеугольным положением догматики амидаизма, одного из ведущих течений буддизма на Дальнем Востоке.
Цзин ту ассоциируется в амидаизме с «Чистой землей» будды
Амито-фо (Амитабха, япон. Амида — отсюда назв.), гл. будды этого направления.
Литература: Игнатович А.Н. Словарь терминов и понятий // Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.
См. также лит-ру к ст.
Цзинту-цзун.
По материалам А.Н. Игнатовича
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 689.