Синология.Ру

Тематический раздел


Игуань-дао

一貫道 «Путь, пронзающий Единым». Одно из крупнейших китайских синкретических религиозных объединений. Широко распространено на Тайване и в китайской диаспоре, особенно в странах Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Название, восходящее к высказыванию Конфуция из «Лунь юя»: «Мой путь — пронзать Единым», подразумевает непрерывную передачу мистич. духовного учения первомудрецов через каналы игуань-дао. На Тайване известно также как тянь-дао («Путь Неба») и ядань-цзяо («учение утиных яиц»), что связано с отказом его последователей от мясной пищи.
 
Игуань-дао многое заимствовало из доктрины «белого лотоса» (байлянь-цзяо). Идейно и организационно оно вышло из общины дунчжэнь-тан («зал раскатов грома с Востока»), к-рой в нач. ХХ в. руководил Лу Чжун-и, называвший себя «спустившимся с небес буддой Майтрейей». Он и ввел в оборот название игуань-дао. Власти считали общество еретическим, обвиняли его в проповеди «поклонения злым духам». Лу Чжун-и не приобрел большого числа последователей. Собственно история игуань-дао началась с деятельности его преемника Чжан Гуан-би, к-рый назвал себя «первопатриархом» (ши-цзун). В 30-х гг. он привлек к себе немало последователей.
 
Гоминьдановские власти официально игуань-дао не признали, но активно не преследовали. В нач. 40-х гг. за поддержкой к игуань-дао обратился глава прояпон. марионеточного пр-ва Ван Цзин-вэй, в результате чего Чжан Гуан-би занял в пр-ве пост советника по внешним связям. Благодаря покровительству япон. оккупац. властей игуань-дао широко распространилось на севере и северо-вост. Китая, приняв назв. Чжунхуа даодэ цышань-хуй (Китайское общество морали, добра и милосердия). После смерти Чжан Гуан-би (1947) общество разделилось на неск. направлений и сект.
 
В основе доктрины игуань-дао лежит идея религиозного синкретизма, выраженная формулой «поклоняясь Небу, объединяем пять учений воедино». «Пять учений» — это конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам, но в большинстве орг-ций игуань-дао превалирует буд. литургика. Единство «пяти учений» обосновывается в концепции «передачи Пути-дао» (дао тун). В версии игуань-дао она гласит, что духовное учение секты передавалось древними мудрецами еще в эру Синего солнца. Первыми носителями «Пути Неба» на земле стали «три императора и пять правителей»: мифич. герои Фу-си, Шэнь-нун и Хуан-ди (см. Сань хуан), а затем «совершенномудрые» Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван (см. У ди). В нач. следующей эры Красного солнца первым носителем Пути стал основоположник даосизма Лао-цзы, затем Конфуций, его ученик Янь Юань, Цзы Сы и Мэн-цзы.
 
Далее Путь перешел в Индию, к Будде, и вернулся в Китай в V в. с 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой. Он открыл чань-буддийский этап «передачи Пути», унаследованного чаньскими учителями Хуй-кэ, Сэн-цанем, Дао-синем, Хун-жэнем, Хуй-нэном. В цепь «передачи Пути» включаются также основатель дунчжэнь тан Ван Цзюэ-и и Чжан Гуан-би.
 
По учению игуань-дао, «небесные формы» имеют на земле свои эквиваленты. Все во Вселенной состоит из трех компонентов: структурообразующего «принципа» (ли [1]), материалообразующей «пневмы» (ци [1]) и «образов» (сян [1]). По отношению к человеку «образы» соответствуют физич. телу, «пневма» — дыханию, а «принцип» — внутр. природе. Развертывание мировых трансформаций проходит в три стадии: сначала активизируется «Небо принципа» (Небо в данном случае выступает синонимом природной целостности), затем «Небо пневмы» и, наконец, «Небо образов». «Принцип» объективируется как тело «природы будды» и Нерожденной праматери (У-шэн лао-му), верховного божества игуань-дао и ряда других синкретич. сект, являясь истоком всего сущего. «Пневма» — это проявление «Великого предела» (тай цзи) и взаимопереходов противоположных космич. сил инь–ян, «образы» — вещи феноменального мира. Нерожденная праматерь может персонифицироваться, но чаще определяется как символич. сущность «беспредельного» (у цзи), недифференцированного состояния универсума. Так же широко почитаются женское божество Гуань-инь (трансформация образа бодхисаттвы Авалокитешвары), даос. «бессмертный» (сянь [1], см. Ба сянь) Люй Дун-бинь, Конфуций, Лао-цзы, божество Гуань Юй (Гуань-ди), полководец ХII в. Юэ Фэй, Иисус Христос, Мухаммад и Чжан Гуан-би. Нерожденная праматерь заботится о спасении людей, заплутавших в «мире желаний». Часть из них уже спасена, остальные могут спастись, вступив в игуань-дао.
 
В игуань-дао сохраняется жесткий отбор вступающих, в объединении существует сложная иерархия. Осн. формой коллективной религ. практики является сложный комплекс общих собраний в соответствии со степенями посвящения адептов. На этих собраниях члены объединения, в частности, должны являть доказательства обретения сверхъестеств. способностей.
 
Игуань-дао офиц. действует почти по всей Юго-Вост. Азии, располагает крупными молитвенными домами, собств. финанс. и промышл. компаниями. На Тайване насчитывается около 1 млн. членов объединения. В 90-х гг. деятельность общин игуань-дао зафиксирована в КНР. Доктрина игуань-дао оказала существ. влияние на идеологию кит. сектантских объединений новейшего времени.
 
Литература:
Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000; Ли И-туань. Шэхуй бяньхуа юй цзунцзяо гунъи (Социальные изменения и религиозные верования) // Чжунъян яньцзююань миньцзу яньцзюсо цзикань. Тайбэй, 1984, с. 19–22; Ли Ши-юй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Тайные религиозные учения на севере современного Китая). Чэнду, 1948, с. 1–8; Фаньдун хуй даомэнь цзяньцзе (Краткий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1985, с. 1–13; Groothers W. Une société secrete moderne I-kuan-tao // Folklor Studies. 1946, № 3.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 465-466.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.