Синология.Ру

Тематический раздел


Чэн Чжун-ин

成中英 Cheng Chung-ying. Чэн Чжун-инЧэн Чжун-ин29.9.1935, Нанкин. Философ, историк философии, представитель «третьего поколения» нового конфуцианства. В 1956 окончил Тайваньский нац. ун-т по специальностям лит-ра и философия. Изучал философию и логику в США, в 1958 получил степень магистра искусств (Вашингтонский ун-т), в 1964 — степень д-ра (Гарвард). С 1963 начал преподавать на филос. ф-те Ун-та Гавайи в Маноа, с 1972 — проф. Основатель и гл. ред. ежеквартального издания “Journal of Chinese Philosophy” (Гонолулу), основатель Междунар. об-ва изучения кит. философии (пред., затем почетный президент), Междунар. об-ва изучения «И цзина»(пред.), Центра содействия исследованиям кит. философии (директор). В сфере науч. интересов Чэн Чжун-ина — история кит. классич. философии, кит. логика и методология, философия «Чжоу и», неоконфуцианство (Чжу Си и Ван Ян-мин), даосизм и буддизм (чань школа и школа хуаянь-цзун), филос. компаративистика. Опубликовал ряд работ по вопросам теории науч. знания и аксиологии, совр. логики и методологии.
 
Чэн Чжун-ин усматривает специфику философии в близком взаимодействии и «взаимной направленности» знания и ценностей, тогда как наука, по его мнению, отдает приоритет знанию, а религия — ценностям. Различие философий Запада и Китая есть различие между соответственно филос. традицией, ориентированной на ценности аналитич. и гносеологич. свойства, и традицией, нацеленной на установление ценностей с точки зрения целого. Помимо развитых в кит. философии систем ценностей, способствующих самопознанию и самораскрытию человека, зап. философия может обогатиться и за счет новых для нее кит. категорий — дао, да тун (Великое единение), жэнь [2] (гуманность), сянь [1] (мудрец), синь [1] (сердце, душа), син [1] (индивид. природа), ли [2] (этико-ритуальная благопристойность) и т.д. По мнению Чэн Чжун-ина, кит. философия уже вышла за пределы кит. культуры и способна внести вклад в духовность всего человечества. Но ее способность внести этот вклад будет определяться тем, сможет ли она изложить на совр. языке свое видение проблематики внутр. жизни человека и обрести новые формы. Необходима программа «аналитич. реконструкции кит. философии», требующая новых языка, герменевтики и средств коммуникации. В ходе становления новой формы кит. философии логич. техника будет заимствоваться из зап. традиции, причем смена формы будет неотделима от содержательного аспекта.
 
Если на Западе философия характеризуется феноменологизацией своего понимания бытия, то конфуцианская философия изначально акцентировала внимание на внутр. познание. В итоге синтеза двух философских традиций может быть обретено «единство теоретич., практич. и инструментальной рациональности». Совр. этап нелегок для китайской философии: она всегда опиралась на унаследование традиции, тогда как зап. философия шла вперед через цепочку методологич. кризисов и обновлений. В то же время кит. философия имеет такое преимущество, как отсутствие характерной для Запада профессиональной замкнутости философов. Идущая от Парменида филос. метафизика была онтологич., тогда как идущая от «Чжоу и» и Лао-цзы традиция метафизики ориентирована на поиск космологич. становления как процесса. Объединение этих традиций дало бы совершенно новое понимание метафизики — как описания мира в понятиях не только замкнутой системы, но и в категориях становления, движения и развития открытой системы.
 
Автор: Ломанов А.В.
 
Источники:
Чэн Чжун-ин. Чжунго чжэсюэ ды сяньдайхуа хэ шицзехуа (Модернизация и глобализация китайской философии). Тайбэй, 1973; он же. Шицзечжицзяо ды цзюэцэ: Лунь чжун-си чжэсюэ ды жунхэ юй хуйтун (Вековой выбор взаимосвязей: О слиянии  и проникновении китайской и западной филосфий). Шанхай, 1991; он же. C лилунь (С-теория). Тайбэй, 1995; Cheng Chung-ying. Peirce`s and Lewis`s Theories of Induction. The Hague, 1969; id. Tai Chen`s Inquiry into Goodness. Honolulu, 1971; id. Categories of Creativity in Whitehead and Neo-Confucianism // JCP. 1979, vol. 6, № 3; id. Chinese Philosophy in America, 1965–1985: Retrospect and Prospect // JCP. 1986, vol. 13, № 2; id. The Concept of Face and It's Confucian Roots // JCP. 1986, vol. 13, № 3, 19; id. Li and Ch'i in the I Ching: A Reconsideration of Being and Non-Being in Chinese Philisophy // JCP. 1987, vol. 14, № 1; id. Chinese Philosophy and Contemporary Human Communication Theory // Theory of Communication in East-West Perspectives. N.Y., 1987; id. Confucius, Heidegger and the Philosophy of I Ching // PEW. 1987, vol. 37, № 1; Logic and Language in Chinese Philosophy // JCP. 1987, vol. 14, № 3; id. Chinese Metaphysics as Non-metaphysics: Confucian and Taoist Insights into the Nature of Reality // Understanding the Chinese Mind. Hong Kong–New York, 1989; id. New Dimensions of Confucian/Neo-Confucian Philosophy. Albany, 1991; id. Origin og Chinese Philosophy // Encyclopedia of Asian Philosophy. L., p. 324 – 349; id. On Guan as Onto-Hermeneutical Understanding // The International Journal for Yijing Studies. Isse 1 (Beijing, 1995), p. 59 – 79; id. Resent Trends in Chinese Philosophy in China and the West;  An Onto-Hermeneutic Interpretation of Twentieth-Century Chinese Philosophy: Identity and Vision //  Contemporary Chinese Philisiphy / Ed. by Chung-ying Chen and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 349 – 404.
 
Литература:
Чэн Чжун-ин. Яо Цзе-хоу, Чэн Син. Чэн Чжун-ин // Шицзе чжэсюэ няньцзянь, 1987 (Ежегодник мировой философии, 1987). Пекин, 1988; Contemporary Chinese Philisiphy / Ed. by Chung-ying Chen and N.Bunnin. Malden, Oxf., 2002, p. 356 – 356.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И., Ломанов А.В.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 608-609.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.