自然 естественность.
Понятие классической китайской, прежде всего даос. философии (см.
Даосизм). Возможные варианты перевода — спонтанность, естество, само собой, исходить из самого себя. В
«Дао дэ цзине» (IV в. до н.э.) несет идею несотворенности сущего, к-рое «постоянно исходит из самого себя без приказа» (§ 51). Там же (§ 25)
цзы жань выступает атрибутом
дао,
к-рое «следует самому себе» (в нек-рых переводах на зап. языки — «следует естественности», что представляется не совсем точным, т.к.
дао в таком случае выступает подчиненным некой отдельной сущности). У
Чжуан-цзы (IV–III вв. до н.э.) понятие
цзы жань выражает отсутствие произвольности и целеполагания в воспроизводстве сущего как процессе «порождения, не [преследующего каких-либо] интересов» («Чжуан-цзы», гл. 5). Легист
Хань Фэй (III вв. до н.э.) использовал словосочетание
цзы жань в даос. толковании для обозначения причины появления «принципов» (
ли [1]) как неких законов структурирования конкретных явлений вещного мира (
«Хань Фэй-цзы», гл. 6). В
«Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.)
цзы жань выражает даос. идеал управления и социального поведения: «дела Поднебесной» не подлежат произвольному упорядочению и м.б. улажены лишь при условии «следования их естественности».
На конф. мыслителей рубежа н.э. наибольшее внимание понятию
цзы жань уделил
Ван Чун, поставивший это слово в назв. одной из глав трактата «Лунь хэн» («Взвешивание суждений»). Он унаследовал даос. трактовку
цзы жань как закона возникновения и развития мира, толкуя «недеяние» (
у вэй) как синоним «естественности». В то же время он подверг критике даосов за абсолютизацию этих принципов применительно к человеч. бытию и отказ от их поверки опытом. По Ван Чуну, в человеч. практике «естественности должны помогать [целенаправленные] действия».
Категория
цзы жань играла существенную роль в рамках филос. направления
сюань-сюэ (учение о сокровенном).
Ван Би противопоставлял искусственность конф. «гуманности» (
жэнь [2]) «естественности Неба (
тянь [1]) и Земли», т.е. гл. природных начал, к-рые «не действуют и не творят», давая возможность «десяти тысячам вещей (
вань у; см.
У [3]) самостоятельно регулировать друг друга» («Лао-цзы чжу»,
чжан 5). В учении Цзи Кана (III в.) «естественность» следования человеч. желаниям рассматривается как истинная норма социального регулирования, к-рой противоречит принудительное подчинение предписаниям конф. канонов («Нань цзы жань хао сюэ лунь»). Го Сян (III–IV в.) толковал восприятие «небесной речи» (
тянь янь), к к-рой глухи органы чувств, т.е. информации об умонепостигаемых глубинах мироздания, как «прозрение» его «естественности». В учениях отд. мыслителей
сюань-сюэ, напр. Хэ Яня (кон. II — III в.),
цзы жань выступало не атрибутом, а непосредственным эквивалентом
дао («У мин лунь»).
Эта идея вошла в систему взглядов одного из основоположников
неоконфуцианства Чэн И (XI в.) («И шу», цз. 12). У
Ван Ян-мина (кон. XV — нач. XVI в.)
цзы жань стало выражением саморефлективности «благосмыслия» (
лян чжи) — врожденного «знания блага» и одновременно высшего принципа бытия человека и мира. В XVIII в.
Дай Чжэнь отождествил
цзы жань. с необходимостью (
би жань), приведя в пример «естественность» кровотока («Мэн-цзы цзы и шу чжэн», гл. «Ли»).
В совр. кит. языке слово
цзыжань имеет значения «природа», «естественный», «натуральный» и широко применяется для образования научных терминов и терминологических словосочетаний, напр.
цзыжань кэсюэ (естеств. науки, естествознание),
цзыжань чжэсюэ (натурфилософия),
цзыжаньчжуи (натурализм),
цзыжань цзинцзи (натуральное хозяйство) и т.п.
Литература:
Чжунго чжэсюэ ши цзюань (Том по истории китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). Шанхай, 1985, с. 251;
Юй Тун. Чжунго чжэсюэ даган (Основы китайской философии). Пекин, 1958. Кн. 2, с. 425 – 435;
Morgan E. Tao, the Great Luminant. Essays from Huainan-tzu. L., 1933, p. 1–45.
См. также лит-ру к ст.
Даосизм.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.544-545.